О Богоявлении — Крещении Господнем

О детских годах Иисуса достоверно известно весьма немногое. В сущности, речь идет о единственном эпизоде, рассказанном евангелистом Лукой. Это повествование о том, как Иосиф Обручник, Дева Мария и отрок Иисус совершили паломничество в Иерусалим и посетили храм.
Из Евангелий мы знаем также об Иоанне — великом Пророке, Предтече и Крестителе Господнем, ровеснике Его и сроднике по плоти. Отцом Иоанна был ветхозаветный священник Захария, а матерью — родственница Пресвятой Девы Марии Елизавета.
Иоанн был человек праведный. Он рано удалился в Иудейскую пустыню и вел там жизнь аскета и подвижника, питаясь только тем, что давала ему пустыня. Впоследствии Иоанн сделался знаменит среди иудеев своей удивительной проповедью, в которой призывал народ израильский к покаянию. Множество людей стекалось на берег Иордана, чтобы своими ушами услышать этот призыв праведника. И те из них, кто раскаивался в своих грехах, в знак очищения принимали от Иоанна погружение в воды Иордана. Это и было Крещение (по-гречески слово происходит от глагола «баптизо» — «погружать»).
Иоанн крестил крещением покаяния, которое символизировало обретение чистоты и освобождение от греха после принесения чистосердечного раскаяния. Некоторые люди, полагавшие, что он не только праведник и пророк, «помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он» (Лк. 3. 15). Сам же он говорил о себе как о Предтече, то есть о том, кто предшествует Спасителю: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу…» (Ин. 1. 23).
Приуготовление же пути, в первую очередь, означало приведение людей к покаянию и исправлению. Призывая людей осознать свои грехи, Иоанн умягчал их жестокосердие, подготавливал соплеменников к восприятию проповеди грядущего вслед за ним Господа Иисуса Христа. Поэтому пророк Иоанн именуется Крестителем и Предтечей Спасителя.
Вместе с другими людьми Иисус пришел на берега Иордана. Иоанн же, духом прозрев, что перед ним не обычный человек, сказал пришедшему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»
И услышал в ответ слова Спасителя: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3. 14–15).
Это означало: делай то, что тебе должно делать. И безгрешный по природе Спаситель вместе с грешниками вступил в воды иорданские, приемля крещение покаяния. И в тот момент Иоанну открылось, как через отверзшиеся небеса Дух Божий в виде голубя нисходит на Иисуса. И услышал Иоанн глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3. 17).
Установленный в честь этого Евангельского события церковный праздник Крещение иначе именуется Богоявлением, ибо на Иордане произошло явление Троичного Бога людям. Бог Отец явил Себя в голосе, который слышал Иоанн, Бог Сын принимал Крещение в водах Иордана, Бог Дух Святой «в виде голубя» осенил Крещаемого. Так явлено было Новозаветное Откровение о Боге — Троице, едином по существу и троичном в лицах.
Есть у этого события и еще одно важное прочтение: Господь Иисус Христос, не имея на Себе от рождения никакого греха, приходит на берег Иордана в толпе людей, как один из многих, и принимает крещение от Иоанна. Христос является народу не как грозное Божество, нисходящее с небес в блистании молний и грохоте грома, не как всевластный земной владыка или великий герой, которого людская молва могла бы наделить Божественным могуществом, но смиренно смешавшись с сонмом кающихся грешников, как Сын Человеческий. И в момент этого уничижения дается Откровение о том, что Иисус есть возлюбленный Сын Божий, на Котором почиет Божественное благоволение.
Таким образом, Богоявление на реке Иордан и событие Крещения открывают нам тайну не только Святой Троицы, но и воплощенного Сына Божия. Иисус Христос есть второе лицо Святой Троицы, обладающее полнотой Божественной природы, но одновременно Он — человек. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, «один и Тот же Господь наш Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек». При этом Божественная природа не подавляет и не поглощает человеческую, но обе они сообщают Богочеловеческой личности Иисуса Христа гармоническое единство, сочетаясь неслитно и одновременно нераздельно.
И, наконец, еще одно весьма важное измерение события Крещения. Господь чист, Он не имеет греха. Зачем же Ему потребовалось войти в толпу кающихся, чтобы исповедовать грех, которого на Нем нет, и принять очищение, в котором Он не нуждается? Это представляется на первый взгляд лишенным всякого смысла. Однако именно это деяние Спасителя зримо свидетельствует о цели Его прихода в мир сей: взять на Себя грехи людские и, искупив их безвинной Своею кровью, освободить и спасти род человеческий.
Безгрешный пришел на Иордан и принял крещение покаяния, свидетельствуя тем самым, что Он человек по плоти, что Он один из нас. Будучи безгрешен, Он уподобился последнему из грешников, уравнял Себя с падшими и заблудшими, чтобы разделить с ними бремя их прегрешений и подать исцеление их душам.
В древности Рождество и Крещение праздновались в один день, и праздник этот именовался Богоявлением. В Вифлеемской пещере является миру Сын Божий, а на берегу Иордана в особом видении открывается полнота Триединого Божества.
Мы знаем, что грех разлучил Бога и человека, Творца и творение. Богоявление — это знак присутствия Бога в мире, в человеческой истории. Иисусом Христом разрушается средостение, разделявшее Бога и человека.
Бог стал человеком, сделался соприроден человеческому естеству, а значит, и миру сему. Отныне в нем преизобилуют Божественная благодать и Божественная сила. И когда в праздник Крещения мы освящаем воду, то тем самым свидетельствуем великую истину о всепроникающем и спасительном присутствии Божественной энергии в физической природе нашего мира. Святая вода есть великий символ присутствия благодати Божией в жизни вселенной.
СВЯТАЯ ВОДА БОГОЯВЛЕНСКАЯ
Освященная вода, как учит Церковь, — это образ благодати Божией. Она очищает верующих от духовных скверн и телесных недугов. Поэтому в купель со святой водой человек окунается при крещении. Святой водой окропляют во время молебнов, крестных ходов. Верующие пользуются святой водой и вне храма. Если понадобилась вода, можно заказать молебен, во время которого воду освятят.
Самыми почитаемыми считаются воды, освященные во время великих освящений — Крещенского, 18 января, и Богоявленского, 6 января.
Свойства крещенской и Богоявленской воды одинаковы.
Где хранить святую воду? Можно ли держать ее в шкафу рядом с кофе и консервами? Или поставить в холодильник?
Хранить святую воду рядом со скоромными продуктами не нужно. Не требуется ей и холодильник она не портится. Сосуд со святой водой лучше держать в отдельном шкафчике или рядом с иконами и другими освященными предметами.
Крещенскую воду особенно полезно принимать во время болезни. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий советовал при сильной болезни пить святую воду по столовой ложке каждый час. Для профилактики нужно принимать по ложке воды утром натощак, лучше с просфорой.
Вода, освященная в храме, не портится. Если святая вода дома протухла, это знак, что ее обладатель ведет неблаговидный образ жизни либо занимается колдовством. Испортившуюся воду необходимо вылить в реку или другой природный источник — туда, откуда она пришла. Освященную воду нельзя выливать в раковину или канализацию.
Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов.
Вот что говорит о Богоявленской воде священник. Вода, освященная троекратным погружением в нее святого животворящего креста в канун Крещения, в Сочельник, и в самый праздник Богоявления, называется святою Богоявленскою водою, или Великой Агиасмой. Ей присуща особенная сила и важность. Именно этой водой православные люди кропят в Крещенский Сочельник свои жилища и надворные постройки с пением Крещенского тропаря (при этом кропятся даже самые нечистые места). Она используется и при освящении домов. По свидетельству св. Иоанна Златоуста, она никогда не портится в домах верующих и берегущих ее как святыню, с уважением. Этого не может быть с обыкновенною, простою, неосвященною водою, что могут подтвердить на опыте и ныне все благочестивые христиане.
Святую Богоявленскую воду необходимо иметь в своих домах всем верующим христианам и пить ее ежедневно с молитвой натощак для исцеления души и тела.
В истории христианства известны многократные примеры, когда некоторые несчастные, подверженные сильному пьянству или одержимые припадками и беснованием, после долговременного употребления этой Богоявленской воды натощак, по вере в чудодейственную силу, исцелялись навсегда от своих недугов.
Существует обычай: в случае смертельной опасности давать святую Богоявленскую воду умирающему, если нет возможности причастить его Святых Христовых Тайн, но не сделайте отсюда вывода, что и во всех других случаях Святое причастие можно заменять святою водою. Важна и свята Богоявленская вода, но не во всяком случае она не может заменить причащение великих Святых Божественных Христовых Тайн. Существует и другой обычай: в день Богоявления набирать святую воду и окунаться в реке или озере после освящения воды в этом водоеме.
Но, хваля добрые обычаи христиан, пришедшие к нам из древности, мы, к сожалению, должны заметить, что некоторые из верующих, и особенно среди необразованных в подобных вопросах людей, мало понимают святость и силу этой Богоявленской воды и не умеют обходиться с нею как с великою святынею. Случается, что некоторые, не дождавшись окончания Богослужения, с шумом и криками бросаются черпать ее без всякого благоговения и страха Божия. При этом толкая друг друга, и проливая святую воду. Не надо забывать, что если не обращаться с Великой Агиасмой с благоговением и страхом Божиим, то благодать Божия, которую мы призываем на эту воду молитвами святой Церкви, отступит от наших сердец. И самая святая вода, добытая нами с насилием, шумом и обидою ближнего, как и всякая святыня, при таких условиях обратится для нас вместо здравия души и тела только в осуждение от Бога и добрых людей.
Нет особенной нужды набирать воды более необходимого количества, если же она будет заканчиваться, ее можно пополнить из запасов воды, хранящейся в храме.

19 января, 2013 | Раздел Православная страница