Угольный терминал в Славянке может принести много бед

От первого лица
Возможное строительство перегрузочного угольного терминала в Славянке вызвало огромный резонанс среди его жителей. Заслуженный эколог РФ, Почётный гражданин Хасанского муниципального района, кандидат биологических наук Д.И. Вышкварцев, проанализировав данную проблему, пришел к неутешительным выводам. Сегодня на страницах нашей газеты мы публикуем мнение специалиста, к которому, возможно, прислушаются проектировщики угольного терминала и власть имущие:

- Надеюсь, многие вспомнят, сколько раз за последние лет 10 приходилось призывать администрации от муниципального до федерального уровней к разумному, а не рациональному решению по предлагаемым проектам промышленного развития Хасанского района. Сколько раз приходилось предоставлять им факты по ущербам, которые будут нанесены здоровью народонаселения и всему живому в окружающей среде на суше, в реках и в морских прибрежных водах. Факты, на которые «закрывали глаза» или которые игнорировались организациями-заказчиками и исполнителями проектов при выдаче заказных экспертных заключений.
В апреле 2011 года правительство России одобрило долгосрочную программу развития угольной промышленности, предполагающую 40-процентный рост добычи угля в стране к 2030 г., который в 2030 году составит 450 млн. тонн. На реализацию Стратегии-2030 из госбюджета планируется направить 258 млрд. руб. из требуемых 2,6 трлн. руб. (http://www.memoid.ru/node/Perspektivy_dobychi_uglya_v_Rossii).
Как стало известно из СМИ (http://primamedia.ru/news/economics/12.03.2013/262593), в п. Славянка Хасанского муниципального района по инициативе ОАО «Международный перегрузочный терминал» предлагается обустроить часть причальных сооружений порта СРЗ для перевалки угля с конечной мощностью терминала – до 10 млн. тонн в год.
Анализ ряда материалов по проекту «Переспециализация достроечного причала ОАО «Славянский СРЗ» для перевалки угля» (Пояснительная записка. ОАО ДНИИМФ, Владивосток, 2011г.) показывает, что его реализация предусматривает несколько этапов с переходом от традиционного для Приморья открытого способа перегрузки угля, который по санитарной классификации относится к предприятиям II класса опасности для здоровья человека и окружающей среде его обитания, к специализированному угольному терминалу закрытого типа, достаточно безвредного для экологии.

I этап
На первом этапе предусматривается производить перегрузку угля из вагонов в закрытом комплексе вагоноопрокидывателя, перегрузку угля погрузчиками и бульдозерами на открытые площадки и затем грейферным портовым краном в трюмы пароходов. В соответствии с техническим заданием на комплексе предполагается перегружать 1,5 млн. тонн навалочных грузов в год. Стоимость капитальных вложений на этом этапе составляет 721,75, млн. руб. (24,1 млн. долл. США).
Известно, что значительная часть угольной пыли попадает в атмосферу в момент высыпания угля из погрузочного ковша портального крана в трюм. Чтобы снизить эффект образования угольной пыли при работе грейфером предусматривается система непрерывного орошения его водой с момента захвата угля из угольного террикона до выгрузки в трюм. Степень эффективности этого неясна, также как и расход пресной воды, поскольку морская вода для этих целей не может использоваться. Значительному пылению угля будут способствовать 2 крана-манипулятора, 2 фронтальных ковшовых погрузчика, 2 роторных дробилки, 3 погрузчика и 2 бульдозера. При производительности каждого агрегата на перевалке угля от 370 до 500 тонн в сутки и круглогодичной работе в 3 смены это создаст фон непрерывного пыления и атмосферного загрязнения.
Более значимым для загрязнения атмосферы оказывается процесс образования угольной пыли под действием ветров на терриконы угля на открытых площадках, отводимых для складирования угля. Предполагается на этой портовой территории параллельно причальной стенке разместить 2 площадки размером 134х54м. и 134х25м., и 3 оперативных площадки для железнодорожного грузового фронта работ размером 80х23м. Потребная складская ёмкость составляет 32, 5 тыс. тонн, но с учётом возможных запасов может составлять 100,7 тыс. тонн. Причём высота складированного угля может достигать 5-10м.
Судя по проектной документации, впервые для угольного порта в Приморском крае предусматривается защита от переноса угольной пыли за пределы порта на окружающие территории. Для этого предполагается построить по наземной части периметра портовой территории перегрузочного терминала барьер высотой 21м. Барьер выполняется из стальной металлической сетки (по определению производителя), но это скорее перфорированные пластины, в которых суммарная площадь отверстий занимает 30-50% их площади.
Такой барьер, судя по презентации компании Green (Tianjin) Technology Development Co., Ltd. из промышленного парка Баоди Цзиюань, называется «windbreak wall» – «ветрозащитный барьер». При изучении материалов презентации оказывается, что при установке такого барьера с наветренной стороны открытых площадок, он будет в полной мере защищать их от ветра, причём коэффициент пылеподавления может превышать 80%.
Но при его установке с подветренной стороны открытых площадок сыпучих грузов для уменьшения разноса пыли, такой барьер носит название «dust suppression wall», что в переводе соответствует понятию «подавление» или «задержка», т.е. – «пылеподавляющий барьер». Однако, при установке барьера с подветренной стороны открытых площадок, значение степени его эффективности не приводится.
Я привлекаю внимание к этой, на первый взгляд незначительной, проблеме, поскольку в проекте перегрузочного терминала в Славянке высокий барьер предполагается поставить по периметру перегрузочного терминала (образно в виде буквы «П») открытой частью на север в сторону бухты.
Следовательно, этот барьер летом, при доминирующих в этот период ветрах южных румбов, будет действительно выполнять свою ветрозащитную функцию. При этом 20% угольной пыли (100-80%) будет сноситься с угольных терриконов в воды бухты так же, как и в порту Посьета при ветрах северных румбов. При этом мельчайшие частицы угольной пыли, оседая на поверхность воды, образуют воздушный пузырёк с частицей угля в его центре. Такая частичка будет долго находиться в самом верхнем 5-ти сантиметровом слое воды, и её будут заглатывать личинки рыб и беспозвоночных, которые каждую ночь для питания поднимаются со дна к поверхности. Наглотавшиеся минеральных частиц личинки оседают на дно и погибают там голодные.
Однако зимой, в период наиболее сильных и продолжительных ветров северных румбов, барьер, поставленный с подветренной стороны открытых площадок за терриконами угля, будет функционировать не как «ветрозащитный барьера», а как «пылеподавляющий барьер». Механизм его действия заключается в седиментации частичек пыли перед барьером, и уменьшении дальности разноса пыли за его пределами за счёт уменьшения скорости ветра и увеличения времени её оседания.
Но необходимо учитывать, что повторяемость ветров северного и северо-восточного направлений составляет за год в среднем 31%, и ветры более 20 м/сек. наблюдаются не в течение 2-3 часов за год (как указано в материалах проекта), а на 2-4 порядка дольше. Помимо этого П-образная форма ветрового барьера, направленная в сторону самых сильных и длительных ветров северных румбов, представляет собой ловушку для ветра, в задней части которой при таких ветрах будут образованы мощные, вертикально вверх направленные, турбулентные вихри. Угольная пыль при этом будет выноситься намного выше барьера и, подхваченная ветром, переноситься к жилым массивам посёлка Славянка.
В соответствии с нормами СанПиН (п.7.11.4) открытые узлы перегрузки на причале относятся по санитарной классификации к предприятиям II класса опасности с размером санитарно-защитной зоны (СЗЗ) равной 500 м. Однако, до ближайшего жилого массива расстояние составляет 440 м.
Если принять во внимание вышеизложенное, то залповые выбросы угольной пыли при сильных северных ветрах будут выноситься далеко за пределы этой зоны, особенно при наличии нано частиц угольной пыли, оказывая крайне неблагоприятное воздействие на лёгочную систему жителей п. Славянка.

II этап
По уверениям заказчиков проекта «Переспециализация достроечного причала ОАО «Славянский СРЗ» для перевалки угля» переход к реализации следующего этапа может быть начат в 2015 г. Сущность II этапа, или очереди, должна заключаться в переходе от открытой к закрытой технологии перегрузки угля.
В соответствии с описанием проекта «Угольный терминал в бухте Славянка на 7 млн. тонн в год, закрытый способ перевалки» (ООО Управляющая компания «Беркут»), спроектированного специалистами ОАО ДНИИМФ и немецкого концерна «ТАКРАФ ГмбХ» должны быть построены 2 закрытых склада, рассчитанные на 140 и 160 тыс. тонн, мостовой пирс длиной 260м, припортовая станция и произведены дноуглубительные работы. Стоимость проекта по предварительным расчетам составляет 59,6 млн. долл. США.
В качестве образца приводился проект первого на Балтике уникального закрытого угольного терминала Baltic Coal Terminal в Вентспилсском торговом порту. В соответствии с его документаций (ВентспВСТ_buklet_04 dec_0_company.pdf) этот терминал включает закрытый комплекс вагоноопрокидывателя производительностью 3600 т/час (48 вагонов в час) и закрытый склад 300х80м высотой 44,5 м., рассчитанный на единовременное хранение 210 тыс. тонн угля в 3-х отсеках. Существенно, что терминал должен включать судопогрузочную машину производительностью 3 тыс. т/час, со сбрасывателем телескопического типа и устройством пылеподавления. Общий объем инвестиций в создание Baltic Coal Terminal должен был составить 130 млн. евро (http://pribalt.info/abc.php?month=11&news=86), что соответствует 173 млн. долл. США. Выбросы в атмосферу твёрдых частиц (РМ10) при такой закрытой перевалке угля должны составлять 4% от выбросов с технологией открытой перегрузки.
Следует отметить, что глава горсовета Севастополя в своём обращении в прокуратуру по поводу открытой перевалки угля в порту Инкерман Севастопольской бухты, столь же глубоко вдающейся в сушу как и бухта Славянка, отметил, что открытая перевалка угля наносит в 100 раз больший ущерб экологии, нежели закрытый способ (http://ua.nr2.ru/ua/264314.html/print/).
С учётом уровня ответственности трудящихся западных стран за качество работы такой специализированный угольный терминал закрытого типа, действительно, можно признать почти безвредным для экологии.

Выводы
Исходя из вышеизложенного, следует признать неприемлемой технологию открытой перегрузки угля для реализации проекта «Переспециализация достроечного причала ОАО «Славянский СРЗ» для перевалки угля» в виду его крайней экологической опасности. Она приведёт к увеличению заболеваемости населения п. Славянка и его оттоку из районного центра. Неизбежна при этом утрата рекреационной привлекательности для народонаселения ДВ региона, Сибири, экотуризма из сопредельных стран АТР и снижение биоразнообразия и рыбопродуктивности акваторий залива Славянка и прибрежных вод Хасанского района.
Использование даже такого продвинутого способа использования «пылеподавляющего» барьера для снижения выбросов угольной пыли за пределы открытых складов угля при его перегрузке не эффективно для его воплощения в порту п. Славянка.
Разумно приступать сразу к реализации технологии закрытого способа перегрузки угля.
Однако ряд показателей проекта вызывает сомнения в реальности намерений инициаторов проекта перейти ко II этапу в обозримом будущем.
При сравнении объёмов инвестиций, намеченных для вложения на I и II этапах реализации проекта «Переспециализация достроечного причала ОАО «Славянский СРЗ» для перевалки угля», в 24,1 и 59,6 млн. долл. США соответственно, очевидна возможность экономии значительной части затрат при исключении I этапа.
Объёмы инвестиций, намеченных для вложения в строительство терминала с закрытой технологией перегрузки угля в Славянке с подобным угольным терминалом Baltic Coal Terminal в Вентспилсском торговом порту, составляют 59,6 и 173 млн. долл. США соответственно. При сравнении видно, что сумма вложений по проекту «Угольный терминал в бухте Славянка на 7 млн. тонн в год, закрытый способ перевалки» (ООО Управляющая компания «Беркут») явно недостаточна для его воплощения с соблюдением всех необходимых требований для сохранения здоровья населения и биологического разнообразия прибрежных акваторий и территории в п. Славянка Хасанского муниципального района.
К тому же, пропускная способность железной дороги на участке Барановский – Хасан составляет 14 млн. тонн в год. Поэтому сомнительна возможность достижения в Славянке проектного объёма перевалки угля в 7-10 млн. т/год, поскольку ОАО «Морской порт Посьет» декларирует планы по увеличению объёма перегрузки угля до 9 – 17 млн. тонн (что, к слову сказать, при использовании портом технологии открытой перегрузки угля, значительно ускорит гибель биоресурсов мелководных бухт залива Посьета, отнесённых к Памятникам природы).
Следует учитывать, что высокий уровень получаемого дохода (495 млн. руб./ год = 16,5 млн. долл. США в год) и прибыли (249 млн. руб./год) в режиме технологии открытого способа перевалки угля в объёме 1,5 млн. т/ год признаются достаточными для окупаемости проекта «Переспециализация достроечного причала ОАО «Славянский СРЗ» для перевалки угля» в течение 2-х лет работы с начала его эксплуатации.
Для Администрации и Думы Хасанского района явно заниженная стоимость капитальных вложений на этапе реализации проекта «Угольный терминал в бухте Славянка на 7 млн. тонн в год, закрытый способ перевалки» может рассматриваться как свидетельство отказа от воплощения технологии закрытой перегрузки угля в п. Славянка.

Информация предоставлена инициативной группой
п. Славянка

30 апреля, 2013 | Раздел Новости ПРО