За Отечество и за други своя

Станичники Славянского казачьего общества первыми оставили записи на русском языке в книге отзывов в «Музее событий на Чжангуфэн 1938 года». Чжангуфэн – та же сопка Заозёрная, только с китайской стороны. Рядом течёт река, на фарватере которой сходятся границы России, Кореи и Китая, поэтому у реки тут сразу три названия: Туманная-Туманган-Тумыньцзян. С восточной стороны Заозёрной стоит посёлок Хасан, а у западного подножия Чжангуфэн расположено селение Фангуань. Здесь и находится китайский музей Хасанских событий 1938 года.
Как казаки стали первыми
Обладателем первой информации о «Музее событий на Чжангуфэн 1938 года» стал основатель и руководитель казачьего военно-патриотического клуба «Держава» Валентин Тришин. Он впервые побывал в Фангуане как раз в год открытия музея – в 2004 году. Затем «Музей событий на Чжангуфэн 1938 года» посетили другие казаки из Славянки. И так в музейной книге стали появляться отзывы по-русски наряду с записями на китайском, корейском и японском языках, на французском и немецком, и даже на турецком, не говоря уже об английском. А первую российскую делегацию, посетившую «Музей событий на Чжангуфэн 1938 года», составили кадеты казачьего военно-патриотического клуба «Держава» Славянского казачьего общества.
Подкова на начало
Как вспоминает создатель самодеятельного «Музея событий на Чжангуфэн 1938 года» Лю Цхончжи, началом стала кавалерийская подкова. Лю сам нашёл её на поле, которое готовил весной под кукурузу. Дальше больше. На берегу небольшого озера вымыло дождями обойму от японской винтовки «Арисаки» с позеленевшими патронами. В другой раз вывернулся из-под земли японский 85-миллиметровый снаряд, набитый шрапнелью и котелок японского солдата. Затем нашлась эбонитовая трубка от советского полевого телефона, диск от ручного пулемёта Дегтярёва, пробитая пулей красноармейская каска… Всё это стало первыми экспонатами общественного музея крестьянина Лю в селении Фангуань под сопкой Чжангуфэн. Постепенно появились стенды с портретами посмертного Героя Советского Союза лейтенанта Алексея Махалина и пленённого японцами молоденького красноармейца, фотографии бежавших от войны местных крестьян и, наконец, японских парламентёров с белым флагом… А больших и малых осколков от мин и снарядов, от авиабомб набралось столько, что хватило выложить в витринах два метровых иероглифа. В переводе на русский получилось: «немые свидетели».
Кости мои белые…
Самым неожиданным и жутким экспонатом «Музея» оказались человеческие кости. Принадлежность останков двум красноармейцам подтверждали фрагменты советской армейской амуниции. Всё это Лю Цхончжи раскопал в засыпанном от взрыва окопе. Затем фрагменты тех кирзовых сапог, противогазов и оружия превратились в музейную экспозицию, как и сами… кости. Но создатель «Музея событий на Чжангуфэн 1938 года» сразу принял пожелание казаков накрыть витрину с останками бойцов материей. А ещё Лю Цхончжи поддержал предложение всё же упокоить останки на территории музея под памятником тем же красноармейцам.
Первые договорённости станичников Славянского казачьего общества о захоронении останков красноармейцев на Чжангуфэн не столько подтверждались возможностями, сколько обрастали не зависящими от казаков причинами. Но всё же настал день. Он пришёлся на 20 июня, в канун Дня памяти и скорби, связанный с началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года. Приуроченным к этой дате состоялся официальный визит в китайский город Хуньчунь делегации на уровне главы Хасанского муниципального района Александра Нарыжного.
Ветераны плюс кадеты
В своей основе делегация представляла районную организацию ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий. Конечно, закономерно, что составной частью именно такой делегации стали воспитанники казачьего военно-патриотического клуба «Держава». В частности десять казачьих кадетов от десяти до шестнадцати лет под рукой казака Валентина Тришина. Кто непосредственно из ребят должен был ехать к подножию Чжангуфэн, решали сами кадеты. И при таком участии спустя 75 лет после Хасанских событий состоялось-таки захоронение останков павших за Отечество двух его защитников.
Как положено в православном чине, погребальный саван освятил в храме Рождества Христова посёлка Славянка его настоятель отец Анатолий. Он же благословил воспитанников КВПК «Держава» на богоугодное и общественно значимое действо по захоронению останков наших бойцов. Ведь по годам бойцы Хасана были не просто в тех летах, когда даже в Красной Армии служили сплошь крещёные люди. Они же «пали на поле брани за Отечество и за други своя». И тоже к месту оказалась на памятнике икона Казанской Божией Матери от отца Анатолия. А юные казаки в присутствии всего состава делегации и представителей китайской стороны чётко отдали воинские почести павшим Героям. Даже в пасмурный день, будто на солнце заблестели шашки наголо у памятника на Чжангуфэн.
В походах на Хасан
Воспитанники КВПК «Держава» не понаслышке знают о советско-японском пограничном конфликте. Казачата из «Державы» пока единственные, кто за последние шесть лет смогли обнаружить даже забытые воинские захоронения в районе озера Хасан и привести их в порядок. В походы на Хасан «за систему» отправлялись, как правило, во время весенних и осеннее-зимних каникул. То есть в пору, когда лес голый, можно досконально просматривать и обследовать местность, в том числе с применением металлоискателей. Ну, а время самого активного ухода за могилами приходится в основном на май и на все летние месяцы. И ни одно из воинских захоронений у озера Хасан не остаётся теперь без внимания. Все 27 одиночных, братских, именных и безымянных могил имеют фоторегистрацию КВПК«Держава», внесены в реестр с конкретной привязкой к местности, с описанием состояния и условий захоронения.
Кто тянет одеяло на себя?
Тем временем, по крайней мере, неуклюжей, выглядит попытка “Поискового объединения “АвиаПоиск” из Владивостока натянуть одеяло на себя. Представители «АвиаПоиска стали позиционировать себя теми, кто «впервые с момента окончания боевых действий в августе 1938 года в районе озера Хасан… кроме поиска незахороненных останков, будут восстанавливать заброшенные могилы советских воинов, которые расположены в районе сопки Заозёрной. Задача поисковиков – привести в порядок эти воинские захоронения, и… с почестями перезахоронить останки красноармейцев».
Да, «в ходе подготовки к 75-летию Хасанских событий» руководители «АвиаПоиска» и несколько «бойцов отряда» побывали однажды в местах былых боёв. За день-другой кто-то успел попозировать на сопке Заозёрной с флагом и в одеянии, похожем на форму Красной армии. Рассказывают также, что нашлась или нашли то ли берцовую, то ли лучевую кость. По инициалам или по имени на ложке или на котелке «найденным останкам» приписали фамилию. И теперь, по версии «АвиаПоиска», уже не 95 бойцов и командиров пропали без вести во время боёв у озера Хасан, а 94. Будто перст Господень указал или результаты генетической экспертизы на уровне ДНК определили в «АвиаПоиске» точную и безоговорочную принадлежность «останков». При этом, как проскакивает в некоторых средствах массовой информации, уже наперёд известно, что будут найдены останки ещё нескольких бойцов. А может быть, попросту выкопаны из могил?
Для кого что свято
Но что ещё кощунственней, явным или мнимым останкам предстоит быть «празднично» захороненными во время шоу с «исторической реконструкцией Хасанских боёв». О чём уже тоже вещается во всеуслышание. Куда ещё циничнее? И только ради планки собственного имиджа.
Видимо, с той же целью руководитель “Поискового объединения “АвиаПоиск” Ярослав Ливанский как бы пеняет населению Приморья, что оно – население «не уделяет должного внимания битве на озере Хасан». И только «АвиаПоиск» готов провести «масштабное воспроизведение боя». Однако представителям означенной структуры даже не снилась реконструкция взятия сопки Заозёрной вечером 6 августа 1938 года, какая была проведена, например, на 50-летие Хасанских событий. Объектом реконструкции стала сопка в самой Славянке – при полном стадионе, в лучах мощных прожекторов, с применением орудийного и стрелкового огня, с участием танков МС-1 и кавалерии. Предыдущие и последующие юбилеи тоже отмечались в краевом масштабе. Ну, а в самом Хасанском районе ежегодный День Хасана – тем более святое.

Вячеслав ШИПИЛОВ

12 июля, 2013 | Раздел Новости ПРО