Ворожба и гадание являются грехом

Не ворожите и не гадайте (Лев. 19, 26).
Не обращайтесь к вызывающим мертвых и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них (Там же, 31).

За ворожбы и гадания Церковь назначает шестилетнее покаяние с отлучением от Святого Причащения. Значит, грех не мал! А между тем сколько найдется между нами лиц, повинных этому греху. Одних легкомыслие и шалость располагают прибегать к гаданиям, как к безвинному, по их мнению, средству позабавиться и убить время, которому не знают цены; других недовольство настоящим, нетерпение и недоверчивость к Промыслу Божиему заставляют вопрошать неведомое будущее, часто с боязнью и сомнением, реже с твердою верою в возможность посредством гаданий и ворожбы выведать у судьбы то, что она так тщательно скрывает, т. е., что ожидает их в близком будущем: счастье или скорби, подвенечное ли платье или саван гробовой.
Бессмысленное желание узнать свое будущее заставляет их прибегать к средствам жалким, бестолковым, беззаконным, а часто и опасным. Ибо что такое гадание, ворожба как не безумное и не беззаконное покушение проникнуть в тайны, которые Господь сокрыл от людей и которых, конечно, не разоблачить нам никакими путями? Кого вы вопрошаете? От кого доискиваетесь раскрытия вашей будущности? Зеркало, олово, воск и другие бездушные вещи, согласитесь, не могут ничего сказать вам; слушанье под замками, под окнами, на перекрестках и прочее – явная нелепость; итак, что же такое ваше гадание, ваши ворожбы, как не чистое безумие? Остается один лукавый клеветник и исконный душегубец диавол, всегда готовый к подобным услугам. Многие гадатели и ворожеи, действительно, его имеют в виду при своих преступных действиях. Иначе, почему же при некоторых гаданиях не дозволяется употреблять крестного знамения или иметь на себе креста. Видно, гадатели опасаются крестным знамением разрушить обаятельную силу диавола или прогнать его от себя и, таким образом, ничего не сделать, ничего не узнать. Но и диавол что вам скажет? Он во истине не стоит, всегда лжет, как ложь по самой падшей своей природе и отец и изобретатель всякой лжи, обмана, коварства (см.: Ин. 8, 44). Истина жжет, палит его более адского огня; и от него ли искать чего-либо дельного, правдивого, даже сколько-нибудь путного? И чего хочет он, вводя вас в заблуждение и научая вас прибегать к действиям беззаконным, богопротивным? Вашей погибели; и бойтесь, чтобы Господь Бог не попустил ему погубить вас в конец.
Вам кажется, что иногда и сбывается то, что вам видится и слышится во время ворожбы и гаданий ваших! Не мудрено чему-нибудь случайно и подойти под ваши желания: сами обстоятельства нередко сближают события с вашими видами и желаниями, и враг этим пользуется. Немудрено девице-невесте выйти замуж в продолжение года, старым или больным людям умереть и прочее. Скажем более. Враг хорошо знает, кто на кого и на что имеет виды, кто к чему особенно расположен и стремится, и сообразно с тем легко может в мечтах вашего воображения и представить различные лица и предметы. Чаще же всего подкидывает он легковерным что-либо неопределенное, двусмысленное, подобно тому, как давал он ответы в древних языческих прорицалищах, и как делают слуги его, цыганки и так называемые колдуны, знахари и ворожеи; и вы сами помогаете ему выпутываться из этой путаницы, всеми силами стараясь истолковать его бредни или в свою пользу или сходно с обстоятельствами.
Какие беды постигают наших любителей и любительниц ворожбы и гадания, вероятно, многие знают из верных рассказов или несчастных событий, случившихся, может быть, пред их глазами. Приведем и мы несколько случаев, за справедливость которых можем поручиться.
Однажды пять крестьянских девиц, в отсутствии своих домашних, принялись на Новый год разгадывать тайны жизни. Ложились по очереди перед иконами, будто мертвые, а остальные входят в комнату поодиночке, кланяются лежащей, приговаривая обычный деревенский привет: «Прости и благослови!» Вот, легла в свою череду по счету третья. Подруги одна за другой входят и кланяются ей с обычным приветом, а гадальщица лежит да лежит без малейшего движения. Странно показалось это девицам; сомнение запало в душу. Последняя из приветствовавших лежащую, вглядываясь пристально в лицо ее, с ужасом замечает, что глаза ее, устремленные в зеркало, неподвижны. Зовет других; будят лежащую, и ни гласа – несчастная уснула смертным, непробудным сном. Таковы последствия легкомысленной веры в гаданье для этой несчастной!
Другой случай, еще более поразительный, еще более несчастный, прогремевший своей необычайностью на далекое пространство и, вероятно, многих любительниц гаданья заставивший призадуматься. Две девицы, имевшие незаконную связь с солдатами и жившие вместе, в один из святочных вечеров загрустились о том, что нет с ними их любезных и поминутно повторяли: «Ах, если бы приехали, какое было бы у нас веселье!» Разгоряченные страстью, по действу бесовскому, они принялись гадать, смотря в зеркало. Вдруг одна с исступленною радостию кричит: «Будут, будут!»
Около полуночи несчастные слышат шум от санных полозьев, голоса под окном, потом стук в сенные двери. У одной сердце запрыгало от радости; она бежит, отворяет, встречает гостей и бросается в объятия своего возлюбленного. Другая чего-то испугалась, ей страшно. Ей кажется, что от гостей несет мертвящим, могильным холодом, так что кровь у нее как бы застыла. Гости между тем пристают к ней, и ей кажется, что из глаз ее возлюбленного точно сверкают искры, и он готов пожрать ее своими взорами. В страхе она выбегает из избы, бежит в теплый курятник, крестит там все углы, стены, двери, окошечки, и ни жива, ни мертва садится в углу. В избе между тем поднялась страшная возня: стук, шум, свист, песни. Проходит ночь. Крестьянки давно встали и удивляются, долго не видя веселых соседок. Около полудня некоторым вздумалось навестить их, но жилиц нет, а в избе ужаснейший беспорядок. Ищут их, кличут по именам, а бедная девица и теперь не смеет выйти. Наконец, находят ее и обеспамятевшую выносят из курятника. Другую нашли в подполье мертвую, до половины тела всунутую в квасную кадку, избитую и обезображенную до того, что трудно узнать ее.
Чудесно спасшаяся от этого бесовского пира девица бросила жизнь разгульную, странствовала по святым местам и через несколько лет поступила в монастырь. И солдаты, лица которых в эту несчастную ночь представляли демоны, уцеломудренные страшным событием, исправились и зажили истинно христианскою жизнью.
Что прибавить к этой страшной повести? Разве то, что Бог попускает некоторым гадательницам, почему-либо заслуживающим кару небесную, погибать внезапною, а иногда и постыдною смертию для того, чтобы видящие тут явный суд и гнев Божий исправились и покаялись. А что гадание способствовало здесь страшной развязке, это очевидно. Не будь веры в возвращение солдат, не будь пламенного ожидания их, порожденного зеркалом, солдаты адского легиона и не явились бы.
Притом две грешницы в этом несчастном приключении были действующими лицами, и обе, по-видимому, в одинаковых расположениях. Но Бог, испытующий сердца и утробы, нашел в них большую разность и одной попустил погибнуть, а другой дал спастись знаменем, пред коим трепещет вся сила адская.
Можно было бы привести много примеров подобных несчастий от суеверных гаданий, но мы не приводим их в том предположении, что где есть гадатели и гадательницы, там, конечно, есть и несчастные случаи от гаданий, более или менее поразительные, известные читателям нашим.
В иных гадание возбуждает обольстительные надежды. Они ждут обещанного счастья, нетерпеливо готовятся к нему, но счастье не пришло, и вместо ложных, радостных ожиданий поселяются в душе скука и тоска, соединенные с неудовольствием на себя и на других, а иногда и со стыдом. А может, счастье другое, а не то, которое указано гаданьем, действительно предстояло этим людям, но они пренебрегали им и упустили его из рук в обманчивом ожидании лучшего.
Иному гаданием предсказано несчастие; и под влиянием этого зловещего предсказания он перестает ценить семейные радости и другие блага, начинает заранее сокрушаться и горевать, поддается мрачному унынию, бросает свои занятия, его дела запутываются, здоровье расстраивается; и ничего не будет удивительного, если он доведет себя до какого-нибудь великого бедствия.
Поэтому справедливо советуется всем и особенно людям мнительным даже и ради одной шутки не прибегать к гаданиям: до добра они никогда нас не доведут.
Фэншуй: перестановка предметов как способ решения всех проблем
Представьте себе, что к вам в дом пришел сосед и стал рассказывать о том, что все ваши проблемы связаны с тем, что вы не закрываете крышку унитаза, который к тому же стоит не в той части вашей квартиры. Если вы немедленно не выгоните его за дверь, он любезно поведает вам, что кухонная плита в вашем доме и иконы в красном углу расположены неправильно, а вот этот большой крест, помещенный вами вместе с образами, нужно вообще снять, поскольку он мешает принимать энергии инь и янь.
Разумеется, после этих слов вы захотите избавиться от непрошенного гостя и укажете ему на дверь. Уходя, сосед скажет, что ваши дети всегда будут болеть, а вы так и останетесь раздражительным человеком, поскольку прямо напротив ваших окон видна православная церковь, которая тоже негативно влияет на вашу жизнь.
Наконец назойливый гость ушел, вы сели попить чаю, размышляя о том, какими странными бывают люди, которые еще недавно ходили к вам в гости и слушали ваши рассказы о красоте православия или последнем хоккейном матче.
Нетрудно догадаться, что советчиком оказался последователь весьма модного сейчас учения под названием фэншуй. Сущность этого суеверия определить довольно просто – на нашу жизнь влияют звезды, окружающий ландшафт и дома, место, где человек живет, расположение предметов в комнате, их цвет, форма и материал. Иными словами на людей влияет все что угодно, кроме самих людей и отношений между ними. Проповедники этого учения на полном серьезе утверждают, что человеческое жилище на самом деле является логовом тигра и дракона, от расположения которых в квартире и зависит ваша судьба. Фэншуисты полагают, что все проблемы можно решить, переставляя в квартире мебель, развешивая везде амулеты, и меняя планировку квартиры.
Для христианина подобное учение кажется диким суеверием, а жизнь фэншуиста представляет собой кратчайшую дорогу к неврозу – человек вынужден постоянно держать в голове знаки зодиака, животных китайского календаря, многочисленные способы сочетания звезд, зверей, времен года, а также расположение предметов в комнатах и вид окружающих квартир и домов. Ужас фэншуиста заключается в том, что малейшее несоблюдение тысячи календарных рекомендаций, перемещение предметов в квартире или у соседа, постройка или снос здания, посадка или спиливание дерева во дворе может привести к непоправимым последствиям, исправить которые чрезвычайно сложно.
В свою очередь фэншуисту покажется совершенно невозможной христианская точка зрения о том, что причиной скорбей человека является не место, в котором он живет, и не время его рождения, а лишь грех и отдаленность от Христа.
Некоторые люди, правда, полагают, что православные могут прислушаться к советам о том, что кровать лучше ставить подальше от окна, а в комнатах часто вытирать пыль, поскольку это разумные рекомендации, которые не противоречат Евангелию.Но проблема состоит в том, что сами проповедники фэншуя открыто говорят о том, что христиане не могут рассчитывать на успех, поскольку они сами себя исключили из религии Китая. Более того, в серьезных книгах по фэншую христианская символика рассматривается как абсолютно негативная, «портящая» китайское сакральное пространство. Так что христианин не может быть немножко фэншуистом, и православная икона плохо сочетается с китайскими иероглифами богатства или таблицей благоприятного расположения предметов в вашей комнате, которая вычисляется с помощью компаса и по градусам от 0 до 360. Впрочем, желающих поменять христианскую свободу на жизнь по градусам это вряд ли может остановить.

Андрей Зайцев

1 августа, 2014 | Раздел Православная страница