Православное учение о бесах и бесновании

Духи – это тонкие тела
Духи (ангелы и демоны или бесы) суть тонкие тела, в отличие от Бога. Он есть Дух в ином смысле – Он полностью нематериален и не зависит от времени и пространства, может находиться одновременно во всех точках пространства. Духи же тварные (ангелы и демоны) зависят от пространства, если они находится в одном месте, то в других местах их нет. Они в любой момент времени занимают определенное место в пространстве. То же самое касается ангелов. Они тоже могут чрезвычайно быстро передвигаться, но одновременно быть в двух разных местах не могут.
Духи способны физически и химически взаимодействовать с предметами, веществами, телами, живыми существами. Духи могут воспламенять, убивать, исцелять, переносить из одного места в другое, создавать шум, доставлять вещи и продукты, наполнять помещение светом, мраком, ароматом (или зловонием, если это бесы), управлять явлениями природы и т.д.

Природа духов
По своей природе, ангелы, бесы и человеческие души одинаковы. Демоны – это падшие ангелы. Главного из них звали сначала Люцифером, что значило “утренняя звезда” и “денница». Затем появилось определение «диавол», т. е. “клеветник”, “лжец” или же «сатана» – “обвинитель”, “противник”, “истец” (в суде).
Человек первоначально имел такое же тонкое тело, как ангелы, но после грехопадения был одет в “кожаные ризы”, т.е. получил грубое, земное тело. Чувства человека огрубели, он стал неспособен видеть окружающих его духов, разве что при “отверзении очей”, когда Бог на время “отверзает” органы чувств, и человек может видеть бесов или (гораздо реже) посылаемых к нему ангелов в их истинном виде.

Форма и вид духов
Ангелы, демоны и человеческие души имеют такую же форму и такой же вид, как человек. Есть ноги, руки, голова, лицо, одежда и т. д. Душа человека тоже имеет форму человека (“внутренний человек”). Например, у человека ампутирована нога или рука, но он продолжает чувствовать этот орган. Это не фантом, а реальное ощущение души, т.к. тело лишилось ноги, а душа нет.
Ангелы имеют вид красивый и внушительный, демоны выглядят тоже как люди, но черты искажены злобой и только поэтому уродливы.
Иные считают, что человекообразный вид ангелов и демонов – это лишь видимость, иллюзия или временное принятие на себя тела, но такая точка зрения противоречит утверждениям Священного Писания и опыту святых подвижников.

Места обитания духов
Ангелы обитают на Небе, и там могут лицезреть Бога в том виде, в каком Он являет Себя им. Однако в Его истинном виде Бога не может видеть никто – ни люди, ни духи, Его природа иная, чем природа Его творений, Он существует в “свете неприступном”, т.е. Его невозможно не только увидеть или познать, но даже приблизиться к Его познанию.
Ангел, значит “вестник”. Бог может посылать ангелов на землю с различными поручениями. Ангел может принести благую весть, еду, одежду, помочь святому человеку, например, освободить из темницы и т.д., а может и убить, истребить войско или население города. Он беспрекословно выполняет волю Пославшего его, но делает это добровольно и свободно, в силу любви к Богу.
Падшие духи или “духи злобы поднебесные” после того, как они восстали против Бога, были низвергнуты архангелом Михаилом. И теперь занимают все воздушное пространство, землю и ее недра (преисподнюю). Поэтому диавола называют также “князем тьмы”. После смерти и воскресения Христа власть диавола уменьшилась, но все равно весь видимый нами и окружающий нас мир остается его вотчиной. Весь воздух и все пространство между землей и Небом наполнено бесами. Но человек в своем обычном состоянии их не видит.

Явления ангелов и бесов
Ангелы являются человеку чрезвычайно редко. Вероятность встречи обычного человека с ангелом практически равна нулю. Если человек мало грешил и у него есть шанс успешно пройти воздушные мытарства, то он (его душа) может в момент своей смерти видеть приходящих за ним ангелов и умирает в хорошем настроении.
Бесы являются человеку значительно чаще, но тоже весьма редко. В момент смерти, если человек много грешил и у него нет ни малейших шансов пройти мытарства, то он, как правило, может видеть бесов, пришедших, чтобы выдернуть его прямо из тела и утащить в ад. Ангелы если и приходят, то стоят где-нибудь поодаль со скучающим видом, прекрасно понимая, что это не их клиент. Такой человек боится смерти, плачет, кричит, не хочет умирать.
Ангелы практически всегда являются в своем истинном облике. Явление ангелов или святых всегда неожиданно для человека, не может быть вызываемо его собственными действиями – молитвами, или призванием, а происходит по изволению Божьему. Причины и цели этих явлений нам неизвестны, и гадать о них бессмысленно.
Бесы также могут являться в своем истинном облике, но чаще принимают ложные обличия. Поэтому необходимо быть начеку и не поддаваться бесовским проискам. Если вдруг является какой-нибудь святой или ангел, то надо обязательно прочесть Иисусову молитву или любую другую.

Одержимость и беснование
Духи могут проникать в тело человека и занимать тело одновременно с душой. Могут одновременно два и более духа соседствовать в одном теле. Всё это в основном удел демонов.
Одержимый демоном человек может утратить способность контролировать свое поведение. Одержимый не несет ответственности за действия, совершенные бесом, за сказанные бесом слова. Это состояние может быть постоянным (редко) или временным, как припадки.
Бесы разумны, чрезвычайно изобретательны. Надо учесть, что живут они вечно, не отвлекаются на еду, сон или тряпки. По своим интеллектуальным и физическим возможностям принципиально превосходят человека. Они могут перемещаться в пространстве почти мгновенно и на любые расстояния, проникать сквозь стены, невидимо присутствовать при разговорах и делах, передавать друг другу информацию на расстоянии и т.д. Но промысел Божий их знанию и пониманию недоступен. Необходимо помнить, что духи злобы ненавидят не только Бога, но и человека как Его любимое творение. Цель духов – овладевать людьми и мучить их, всячески вредить людям, поработить и уничтожить человеческий род.
Или такое явление, как кликушество. Кликуша – это женщина, одержимая бесом или несколькими бесами, хулиганящими в церкви. Это может быть вполне приличная и набожная женщина, мать семейства, которая в жизни ведет себя совершенно адекватно, но стоит ей прийти на литургию, как она начинает хрюкать, лаять, куковать, выкрикивать ругательства, оскорблять священника, диакона, всех молящихся. На самом деле все это выделывает не она, а бес.

Причины вселения бесов
Потворствуя своим страстям, впадая в грех, человек сближается с бесами, сам делает шаг навстречу им, и бесы удобно с ним соединяются. Тому может способствовать нечтение или небрежное чтение молитв, нехождение в церковь, непричащение, в том числе по уважительной причине. И по чистой случайности бес тоже может попасть в человека: с пищей или с водой. Отсюда рекомендация крестить все продукты, воду, читать молитвы перед едой. Может перескочить от другого человека вследствие неудачного экзорцизма – изгнания духов
Бывает, что Бог по Своему милосердию специально попускает вселиться бесу, чтобы спасти душу человека от грехов, которые он мог бы совершить по своей воле, если бы был свободен. Когда человек смиренно принимает свое беснование, не ропщет на Бога, то душа тем спасается. Бог попускает также вселение беса в наказание за определенный грех (убийство, нарушение обета и т.д.). Всё это значит, что Бог любит человека, хочет его исправления, чтобы тот не попал в ад. Боголюбивый человек, покаявшись в тяжком грехе, сам просит себе епитимии – наказания от Господа, чтобы страданием и смирением искупить грех и очистить душу. Бог попускает вселение беса во испытания и своим верным и особо ценимым людям. По этой причине бес может вселиться даже в святого подвижника или монаха-аскета.
Условно говоря, в пяти случаях из шести человек не виноват в своей одержимости бесом. Он скорее жертва, а, может быть, и любимец Божий и заслуживает всяческого участия, сочувствия и поддержки. И в том православная позиция отношения к бесноватым.

Если вселился бес
Что делать, если в кого-то вселился бес?
Надо терпеть, терпеть и еще раз – терпеть. Терпеть и утешать. Не впадать в уныние, не смущаться, не падать духом. Бодрствовать и трезвиться, не поддаваться бесовским проискам. Стараться не обращать внимания на беса, игнорировать его слова, советы, предсказания, не верить ничему, что он говорит, даже если он говорит правду или что-то полезное. Не следовать его советам, т.к. они всегда коварны.
Человека, одержимого бесом, если он православен и благочестив, следует поддерживать морально, а при необходимости и материально. Ни в коем случае не чуждаться такого, всячески сострадать ему, развивая в себе добродетель милосердия. На таком примере нужно постигать превратности жизни человеческой и неисповедимость путей Господних. Если человеку негде жить или он добровольно возложил на себя бремя скитания, предоставлять такому ночлег. Если же человек святой, блаженный, сильный молитвенник и прозорливец, то можно и полезно к нему обращаться за молитвенной помощью, советом, духовным наставлением.
Сам же, кто одержим бесом, должен смиренно нести выпавший на его долю крест, ни в коем случае не роптать, не жаловаться, не унывать, ибо в том тоже грех. Надо радоваться, что Господь послал такую возможность укрепить веру и очиститься от грехов. Необходимо усиленно молиться, часто осенять себя крестным знамением, не грешить, соблюдать Заповеди Господни, как можно чаще исповедоваться и причащаться. Рекомендуется при общении с одержимым бесом или бесами осенять себя крестным знамением, читать молитвы, чтобы бес вдруг не перепрыгнул или еще как не навредил.

Чего делать не надо
“Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого” (Мф. 12,43-45).
Если человек не грешит, часто молится, исповедуется, причащается, то бесы против него бессильны. Если же человек этого не делает, то даже изгнанный бес легко вернется, или же вместо него вселится другой. Возможно, гораздо худший, поскольку бесы различаются по степени своей злобности, – есть более злые.
Никогда не следует обращаться к экзорцистам – якобы изгоняющим бесов. К тому же, у экзорцистов, куда приходят бесноватые, можно вдобавок к «своим» набраться еще и чужих бесов. Далеко не всякий, кто берется изгонять бесов, действительно способен это делать. Бесы часто обманывают экзорцистов, делая вид, что уходят, а на самом деле просто затаиваются на время. Бывают “экзорцисты” сами одержимы бесами и находятся у них в услужении, даже не подозревая о том. Если же человек на самом деле способен изгонять бесов, то они жестоко мстят такому и мучают самыми различными способами. Ни в коем случае нельзя пытаться самостоятельно изгонять бесов – будет только хуже. В любом случае нужно положиться на священника, который и определит, что делать дальше.

29 августа, 2014 | Раздел Православная страница