О посте в среду и пятницу и о четырех церковных постах

Вопрос:
Почему среда считается постным днем наравне с пятницей? Ведь события распятия Спасителя и предательства Иуды несопоставимы по масштабам. На Голгофе состоялась наше спасение, а иудины сребренники скорее случай более частного характера. Неужели не был бы найден другой способ арестовать Христа, не предай его Иуда?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Предательство Божественного Учителя одним из учеников является тяжким грехом. Поэтому пост в среду не только напоминает об этом страшном падении, но и обличает и нас: своими грехами мы вновь предаем Спасителя мира, Который пострадал за нас. Среда и пятница были постными днями уже в первенствующей Церкви. В Апостольских правилах записано (правило 69): «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую четырехдесятницу /сорок дней/ перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен». Святитель Петр Александрийский (принял св. мученичество в 311 г.) в Слове на Пасху говорит: «Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые благословно заповедано нам поститься по Преданию. В среду, по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас». Обратим внимание на слова по Преданию, т.е. от начала Церкви.
Пост среды и пятницы бывает во весь год, кроме особых так называемых сплошных седмиц, в которые этот пост отменяется ради великих праздников или особых приуготовлений к предстоящим многодневным постам. Если человек имеет серьезные немощи или болезни, то духовник от лица Церкви может сделать конкретное облегчение в отношении поста в среду и пятницу и в четыре церковных поста. Согласно Церковному Уставу пост в эти дни начинается с полуночи (12 часов ночи) по местному (не переводному) времени и должен продолжаться до 12 часов ночи следующего дня, т.е. ровно сутки. Не погрешит человек, если будет держать пост согласно библейской традиции, по которой новый день начинался с вечера. Это заметно и по православному Богослужению, а в некоторых поместных церквах было общеупотребительным. Вечером, в таком случае, считается время появления первой звезды, и уж во всяком случае заход солнца. Тогда пост можно держать от захода до захода. Современный немощный церковный человек не согрешит существенно, если будет начинать пост в 12 часов ночи, а заканчивать по заходу солнца.
Главное в посте – не воздержание в пище (хотя и это следует строго исполнять из послушания Церкви), а покаянная и смиренная память о Господе, страдающем ради каждого из нас, удаление от грехов, воздержание языка, неосуждение и т.п.
Четыре церковных поста суть следующие:
Рождественский пост (или Филиппов пост, названный так по началу в день памяти святого Апостола Филиппа) всегда начинается с 15 (28 по нов. ст.) ноября и длится до 24 декабря (6 января). Этот пост приуготавливает нас к встрече Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Пост этот не строгий, ибо в субботние, воскресные и праздничные дни есть разрешение на рыбу, вино и елей.
Великий пост, которым верные приуготавливаются к встрече воскресения Христова, есть строгий пост. Рыба разрешается только в день Благовещения Пресвятой Богородицы (если он не совпадает со средой, пятницей или страстной седмицей) и в праздник Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи). Рыбная икра, кроме указанных рыбных дней, позволяется в Лазареву субботу (в канун Входа Господня в Иерусалим). Пост состоит из святой четыредесятницы (т.е. 40 дней, в подражание поста Господнего в пустыне) и страстной седмицы. Святая четыредесятница заканчивается всегда в пятницу перед Лазаревой субботой. Затем идет Лазарева суббота (с рыбной икрой) и Вход Господень в Иерусалим, который всегда в воскресный день за неделю до Пасхи (с рыбой), для укрепления перед страстной седмицей. Страстная седмица состоит из шести дней с Великого понедельника по Великую субботу. Это самый строгий пост в году. Вино и елей разрешаются только в Великий четверток ради тайной вечери и в Великую субботу, ради погребения Господа. Итого Великий пост длится 48 дней. Поскольку Пасха Христова привязана ко дню весеннего равноденствия и первому полнолунию после него и есть праздник переходящий (т.е. каждый год меняется число воскресного пасхального дня), то начало его бывает за 48 дней до дня Пасхи каждого года, который вычисляется по православной пасхалии.
Петров (Петро-Павловский) или апостольский пост своим началом привязан к празднику Пасхи. Начинается он в понедельник после недели первой по Пятидесятнице (т.е. через семь дней после Святой Пятидесятницы, которая отстоит от Пасхи Христовой на 50 дней). В разные годы, в зависимости от дня Пасхи, этот день припадает на разные числа. Завершается этот пост всегда в один и тот же день – 29 июня (12 июля) в день памяти святых славных и первоверховных апостолов Петра и Павла. Пост этот не строгий, ибо кроме среды и пятницы позволяется рыба, вино и елей.
Успенский пост – это пост, подготавливающий нас к празднованию Успения Пресвятой Владычицы Госпожи Богородицы. Этот строгий пост (рыба позволена только в день Преображения Господня) начинается и заканчивается в одни и те же дни. Начало всегда 1 (14) августа в день памяти Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. (Еще в этот день поминается крещение Руси святым князем Владимиром в водах Днепра.) Заканчивается этот пост всегда в день Успения Богоматери 15 (28) августа. С этим праздником завершается церковный год.
Установлены в Церкви и однодневные посты (кроме среды и пятницы): Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 5 (18) января; Усекновение главы Иоанна Предтечи – 29 августа (11 сентября); Воздвижение Креста Господня – 14 (27) сентября.
Должно указать и о ложной современной практике держания поста перед причащением святых Таинств в воскресные и праздничные дни (кроме церковных постов и постных дней, указанных выше). В частности, в светлую седмицу и не постные субботы не должно постить, из послушания Церкви, даже ради якобы приготовления к причащению. Хорошо не объедаться и воздерживаться, но с употреблением скоромной пищи. Кто постит в субботы, тот попадает под прощение Церкви! В эти дни более важен духовный пост и покаянное чувство.

23 января, 2015 | Раздел Православная страница