Святитель Николай Сербский.

Миссионерские письма.

К русскому читателю
Дорогой читатель, мы предлагаем вашему вниманию несколько писем, из сборника писем
одного из известнейших епископов, проповедников и мыслителей Сербской Церкви – Николая Велимировича.
Православный писатель, создавший такие произведения, как беседы “Над грехом и смертью”, “Омилии”, “Охридский пролог”, “Нагорные проповеди”, “Слово о Всечеловеке”, оставивший после себя и много других подобных духовных жемчужин, отвечает на вопросы верующих. К сожалению, из множества писем сохранилось лишь около трехсот.
Их ценность и красота заключаются в том, что великий знаток человеческой души, православной веры и всех областей земного человеческого бытия объяснял глубочайшие мысли и истины просто и доступно, объяснял их каждому богоискателю, несмотря на его возраст и степень образованности.
Его стиль – поэзия, язык чист, как горный родник. Он сам – носитель святоотеческого Православия, золота, переплавленного в семь Вселенских Соборов.
С сердечным теплом мы передаем эту книгу в руки русского читателя, передаем ее братскому русскому народу с надеждой, что она еще больше сблизит нас в нашем святом и прекрасном Православии.
(в сокращении)Епископ Шабацко-Валевский Лаврентий
Письмо 124 торговцу С. Т., которого “Бог не слышит”
Жалуешься, что Бог не слышит твоих молитв. Во многих несчастьях молился ты Ему, но ни от одного не защитил Он тебя! Удивлен твоими словами: как же не защитил, если ты пережил несчастья, а не они тебя? Позволь задать тебе вопрос: слушаешь ли ты Бога? В двух Своих Заветах, Ветхом и Новом, Всевышний обещал слушать людей при условии, что они будут слышать Его. Слышишь ли ты Бога, желая, чтобы Он слышал тебя? Исполняешь ли закон Божий и держишься ли Его постановлений? Если не делаешь этого, тогда странно требование твое, чтобы Бог тебя услышал и послушался.
Бог сошел на землю и омыл ноги тем, кто любил Его. Для Творца нашего великая радость – слушать послушных чад Своих. Моисея, Авраама и Иакова Создатель послушал во всем, о чем они просили Его. И через природные и через чудесные явления изливал Он милость Свою на тех, кто исполнял Его закон. Если и не желал Он услышать мои и твои молитвы, то потому, что мы не желали исполнять заповеди Его, или же потому, что мы молились неправильно. Устами Исаии говорил Господь непослушному народу: когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу (Ис. 1, 15). Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли (Ис. 1, 19). Следовательно, Господь слышит нас тогда, когда мы слышим, и не слышит, когда мы не слышим.
Не слышит Господь нас и тогда, когда мы просим у Него что-либо вредное и неразумное. Апостолы Иаков и Иоанн попросили однажды Господа низвести огонь с неба на селение, которое не захотело принять их на ночлег [228]. Но Он, обратившись к ним, запретил им. Не просто не услышал прошения, но укорил их. Вспомни и ты: всегда ли твои молитвы были достойны человека и достойны Бога? И еще: почему ты молишься только в несчастье? Этим унижаешь себя и оскорбляешь Бога. Создатель ждет от нас, чтобы мы всегда чувствовали присутствие Его и непрестанно пребывали в молитвенном общении с Ним: Непрестанно молитесь [229]. Обращаясь к Богу только в беде, ты унижаешь Бога, ибо призываешь Его, словно пожарника, чтобы потушить горящий дом.
Христос дал нам право называть Его Отца нашим Отцом. Что может быть слаще этого? Что может быть слаще для детей, как не находиться в присутствии своих родителей? Постараемся же и мы всегда предстоять пред Отцом нашим Небесным сердцем, мыслями и молитвами. Наша молитва в дни успеха и радости – это как бы некий молитвенный капитал, который послужит нам больше, чем сиюминутная молитва в дни скорби и муки, когда они наступают.
Мир тебе от Господа.
Письмо 226 неразумному читателю, о небесной милости
То, что ты читаешь в Священном Писании, превосходит твое понимание. Милость небес к тебе несказанна, а ты ропщешь, говоря: “Почему Господь взял у меня единственную дочь?”.
Безгранична милость небесная, а ты спрашиваешь, искушая, милостивы ли небеса, если солнце жжет посевы, вода заливает, черви подтачивают корни, моры уносят миллионы жизней. Почему? Потому, что люди в безумии и злобе отвращаются от небесного благого закона и срываются в адскую пропасть; и необходимо их остановить, отрезвить и спасти.
Знаешь ли ты историю об отце, который из любви отсек руку собственному ребенку? Разбойники украли ребенка. Отец, схватив нож, погнался за ними. Он догнал их у самых ворот убежища, когда они уже через порог затаскивали ребенка к себе. Без колебаний отец замахнулся, отсек ребенку руку и убежал с ним домой. Скажи: что лучше, спасти однорукого ребенка или дать разбойникам изрубить его всего на части?
Непостижим Творец в милости Своей. Разве постижимо то, что сказал Он на Кресте: Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят. За Господом, в милосердии, следуют Ангелы. Они неустанно трудятся над спасением доверенных им человеческих душ.
Слышал я такую историю. Разбойник хотел убить священника, уже прицелился, крикнув ему: “Девяносто девять попов я застрелил; ты будешь сотым!”. Священник сказал, что он готов к смерти, но попросил у разбойника воды. Разбойник принес, но, пока священник пил воду, умер разбойник. Тогда бесы стали бороться с Ангелами за его душу. Бесы насчитали 99 убийств и множество других грехов, но Ангелы сказали им: “Во-первых, он исповедал убийства перед священником и напоил жаждущего”, и еще немало добрых, хотя и случайных дел напомнили Ангелы бесам, и бесы отступили. А ты спрашиваешь: где же милость небес? Воистину, небеса и на тебе показывают милость свою, если терпят тебя, хулителя, терпеливо ожидая твоего покаяния.
Мир тебе и милость от Господа.
Письмо 235 человеку, который не видит себя: о страстях
Люди указали тебе на твою постыдную страсть, но ты не поверил. Почему не поверил? Разве не знаешь, что уродство нашего лица со стороны виднее? Глаз видит все вокруг себя, а себя не видит. Другим наше лицо видно без зеркала, а нам только в зеркале. Наше зеркало – Христос. Посмотри на Христа, вглядись в Него, словно в зеркало, и задумайся: стал бы Он делать то, что делаешь ты? Конечно, нет. Зеркало дало бы тебе отрицательный ответ, то есть оно показало бы твое душевное уродство.
Пьяный человек всегда доказывает, что он трезв и знает, что говорит. Хвалящийся не сознает, что хвалится, и обижается, когда ему говорят: не хвались! Не случайно сказано, что страсть слепа. Воистину, это слепая сила, влекущая человека в пропасть.
Нужно увидеть и признать свою страсть, говорят моралисты. Но разве этого достаточно? Пока человек не убоится и не возненавидит свою страсть, как телесную болезнь, не сможет исцелиться. Пусть каждый представит свою страсть подобно телесной болезни. Это важно для исцеления. Например, славолюбие как воспаление легких, блуд как рак, упрямство как туберкулез, зависть как холеру, пьянство как тиф, чревоугодие как оспу, тщеславие как ревматизм, гордость как паралич. Тогда, может быть, человек воскликнет, как некогда пророк Исаия: От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1, 6). Или как апостол: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? [327]
Избавит, и излечит, и помилует только Тот, Кто один взял на Себя наши немощи и понес болезни (Мф. 8, 17).
Посмотри и ты на Него, как в зеркало, чтобы увидеть свои раны, прикоснись к Нему, чтобы исцелил тебя, поклонись Ему – Богу, чтобы открыл тебе Свои вечные тайны.
Письмо 242 А.П. из Призрена, о предсмертной болезни
“Не боюсь смерти, но боюсь тяжелой предсмертной болезни!” – так ты пишешь. Многие так думают. Но настоящие христиане думают иначе: они полностью предаются воле Божией, ибо знают, что болезнь посылается для очищения души. А кто любит чистоту, разве боится воды?
Телесную боль перед смертью попускает нам Творец, словно ледяные и горячие струи воды, омывающие наши души. А если это так, для чего же нам желать внезапной безболезненной смерти?
Многие праведники страдали перед смертью, и кроткий Иаков болел перед разлукой с этим миром, и певец покаяния царь Давид. Если были наказуемы болезнью те, кто с Богом разговаривал, что же тогда остается великим грешникам? Подумай: каждый Божий день умирают тысячи стариков, женщин и детей. За редким исключением все они болеют и в болезни расстаются с этим миром. Почему ты боишься небольших предсмертных страданий, если их не боятся старики и дети?
Некоторые святые молились Богу, чтобы Он послал им болезнь, чтобы смерть не пришла без предупреждения и они не умерли без покаяния, чтобы не оставить этот мир прежде, чем горечь страданий уничтожит собой всякое воспоминание о плотских удовольствиях. В Писании сказано: Господь, кого любит, того наказывает (Евр. 12, 6). Следовательно, тех, кого не наказывает, неохотно принимает.
Поэтому не завидуй тем, кто без боли и страданий покидает сей мир. Вспомни предсмертные страдания Спасителя. Вспомни страдания святых апостолов, пророков и мучеников. Вспомни о них, вспомни о тысячах неизвестных, каждый день умирающих на больничных койках, и отбрось всякий страх болезни. Жди терпеливо, а если она придет, прими ее, как дар Божий.
православному П. Т. из Лозницы, о сектантской милостыне
Ты готов оставить веру отцов и уйти в секту! Почему? Потому, что они выдают бесплатно книги и помогают своим членам деньгами. Но почему же ты не спросишь себя: за чей счет издают они свои книги? За свой или за чужой? Очевидно, что не за свой, очевидно, что они покупают души за чужие деньги, и известно, что за каждую получают награду от своих хозяев. Не ради Христа дают, а ради личной прибыли. Они превратили веру в торг, и ты готов стать товаром.
Турки сулили воеводе Анто несметные сокровища, чтобы он отдал им Лозницу, но он не предал свой народ. Не отдал достоинство за похлебку. И никто из твоих славных предков не поступал, как Исав, но все они, подобно Моисею, лучше захотели страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почитали большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища (ср.: Евр. 11, 25–26).
Знай, что таков обычай еретиков и раскольников – внешне казаться милосерднее православных. Даже царь Юлиан Отступник, отступивший от Христа, став язычником, щедро раздавал милостыню и похвалялся, что он милосерднее христиан. Но христиане не принимали его милостыни, считая ее нечистой. Все, считающие себя христианами, должны стараться превосходить в милосердии иноверцев и еретиков, чтобы не позволить им соблазнять людей мнимым милосердием.
Бойтесь сектантов, дары приносящих, бегите от них как от огня. Они дают материальное, чтобы отнять духовное: бесплатными брошюрками они расшатывают совесть, подачками создают в народе раскол, отторгая некоторых от их единоверных братьев.
А ты будь осторожнее и берегись. Береги душу от хищных волков в шкурах овечьих.
Джордже П., о молитве “Господи, помилуй!”
Хочешь узнать об употреблении и о силе этой молитвы? Произноси ее о себе и о других. Вопи, как слепой Вартимей: “Господи, помилуй мя!” [298]; вопи с десятью прокаженными: “Господи, помилуй нас!” [299]. Молись о себе, молись обо всех.
Молюсь Тебе, Господи, о себе, в немощах рожденном: Господи, помилуй мя! – и обо всех, в немощах рожденных: Господи, помилуй нас!
Пленился я миром и нарушил закон Твой животворящий: Господи, помилуй мя! И молюсь обо всех, закон Твой нарушивших: Господи, помилуй нас!
Еще сегодня-завтра я гость Твой в этом мире и скоро прейду, как тень, и примкну к ушедшим: Господи, помилуй мя! И обо всех, в вере умерших, молюсь Тебе: Господи, помилуй нас!
Господи, помилуй власть имеющих, трижды молюсь Тебе о них, ибо они в опасности превратиться в насильников.
Господи, помилуй богатых: трижды молюсь Тебе о них, ибо они в опасности превратиться в развратников.
Господи, помилуй бедных и сирот: трижды молюсь Тебе о них, ибо они в опасности впасть в отчаяние.
Господи, помилуй богатых светским знанием: трижды молюсь Тебе о них, ибо они в опасности обожествить себя и о Тебе забыть.
О ком бы ты ни вспомнил, стоя на молитве,– о мертвых или о живых, воздохни: “Господи, помилуй!”.
Если о враге вспомнишь, скажи: “Господи, помилуй!”.
А какова сила этих слов, скажет тебе слепой Вартимей: слеп был и прозрел!
Скажет тебе прокаженный: “В проказе был и очистился!”.
Скажет тебе одержимый: “Безумен был и вразумился!”.
Скажет тебе расслабленный: “Болен был и исцелился!”.
Скажет тебе умерший: “Мертв был и ожил!”.
Скажут тебе апостолы: “Буря была и прошла!”.
Скажет тебе грешница: “Грешила и прощена!”.
Скажет тебе разбойник на кресте: “Беззакония творил и первым в раю обрелся!»
Желающие почитать полное собрание писем Святителя Николая Сербского. ЗАХОДИТЕ НА САЙТ.

http://www.truechristianity.info/nikolay_serbski.php

ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА.
ХРИСТИАНСТВО ГОВОРИТ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПРИХОДИТ В МИР ДЛЯ ТОГО,
ЧТОБЫ ПОСЛЕ НЕГО МИР СТАЛ ЧУТЬ-ЧУТЬ СВЕТЛЕЕ И ДОБРЕЕ.


ЧЕЛОВЕК – БОЖЬЕ СОЗДАНИЕ,
ОН СОТВОРЕН ДЛЯ СОЗИДАНИЯ
СВЕТА, ЛЮБВИ И ДОБРА!
Творить добро – нам каждому дано.
И есть нам у Кого учиться.
Иисус Христос нам жизнь свою отдал,
Чтоб род людской мог новый возродиться.
Отсеять зло и возродить добро,
Вот наше жизненное назначение,
Любить, творить и созидать добро,
Уметь прощать должны мы научиться,
Все в нашей жизни пригодится.
Для этого лишь надо потрудиться
И научиться отдавать свое тепло.
Согрей своим теплом ты немощную душу,
Приди на помощь другу своему
И раздели его беду.
Старушке – матери ты ношу поднеси
И добрые слова при этом ей скажи.
Ты помоги слепому перейти дорогу
И брата своего не осуди,
И будешь ты на правильном пути.
Господь создал нас по подобию Своему.
И нет иной у нас дороги,
Как только к Господу идти!
Дай Бог нам Ангела в пути
И не свернуть с Его стези.
«Будем Богу благодарны за земную нашу жизнь, этот маленький отрезок – это путь в иную жизнь».

Р.Б. Елена Кошурова ( прихожанка Храма Рождества Христова )

24 апреля, 2010 | Раздел Православная страница