Серьги, бусы, амулеты…

“Чтобы были в приличных нарядах,
Украшеньем был дух, не металл”.
А у нас как на светских парадах -
Сестры в мини и без покрывал!

Поговорим о вышеперечисленных вещах, которые, в отличие от покрывала, ведут женщин к прямо противоположному, то есть к осуждению. Один проповедник уподобил женщин лодке, у которой парусом служит покрывало на голове, ветром -Дух Святой, тогда как украшения являются якорем. В повседневной жизни якорь лодке, конечно же, нужен, но для духовного пути христианина любой тормоз – это поражение. “Кто не собирает, тот расточает”.
Серьги, бусы, амулеты, перстни, цепочки, разные браслеты – это все составные части языческого костюма, имеющие вполне определенно чисто религиозный, оккультный смысл. Древние народы Египта, Вавилона, Персии, Индии использовали эти предметы не для какой-то абстрактной красоты, а для конкретных целей: оберега, призывания духа-хранителя, указания своего положения в обществе. Ни одно украшение никогда не делалось просто само по себе: это был вылитый из металла, или вырезанный из дерева, предмет, являвшийся священным символом какого-либо бога в виде цветка, иероглифа, животного, геометрических фигур. Если взять “Словарь символов”, можно легко убедиться, что нет такой формы или фигуры, которая не имела бы второго, мистического смысла. Даже простые серьги с шариками имеют такое значение. Парфяне усыпали такими круглыми серьгами, символизировавшими планеты, открытые участки своего тела, располагая их рядами.
Серьги, бусы, браслеты и перстни – это идолы, которые осуждены Богом (4 Цар. 17:16-17, 23:4-5, Иер. 10:1-5). Женщина, носящая сегодня эти символы, тем самым подпадает под осуждение Божье.
Некоторые возражают, что сейчас серьги носят уже не для этих языческих целей. Это еще более странно. Тогда для чего? Человек разумный так уж устроен, что ничего не делает просто так, не для чего. Если же для красоты – то это уже не просто так, а для соблазнения особ противоположного пола и для соперничества с другими женщинами. Если же женщины сегодняшнего дня носят украшения, ничего этим не имея в виду, то чем они отличаются от языческих женщин прошлого, которые тоже, наверняка, не особо задумывались над подлинным смыслом традиционных нарядов? “Посему так говорит Господь Бог: вот, Я- на ваши чародейные мешочки” (Иез. 13:20). Равнодушие к идолам не извиняет их повседневное использование!
Не зря апостол Петр пишет: “Да будет украшением вашим… не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом” (1 Пет. 3:3-4). То есть это вещи несовместные: золотые украшения и кроткий дух христианина.
В древнем Израиле кольцо в ухе означало, что этот человек – раб, и раб добровольный (Исх. 21:6). Мы, христиане, вызволены Христом из рабства греха, потому и носить серьги не должны.
Есть ли в Библии тексты, прямо осуждающие ношение серег и прочих украшений? Есть! В книге Бытие описано, как людям Иакова угрожала смертельная опасность быть истребленными языческими племенами. “И сказал Иаков дому своему и всем, бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил. И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них; и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. И отправились они. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых” (Быт. 35:2–5).
Из отрывка видно, что с серьгами, с идолами и в прежних языческих одеждах Бог не собирается хранить людей, потому что для посвящения Богу нужна перемена не только души и духа, но и внешнего вида кающегося грешника. Это выражает еще более ясно следующее место Писания.
“Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих. Ибо Господь сказал Моисею: Скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами. Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива” (Исх. 33:4-6). Тут Сам Господь повелевает снять с себя украшения свои, и только тогда можно о чем-то просить Бога. В противном случае Господь готов истребить жестоковыйных.
Как известно, перед исходом израильтян из Египта, местное население давало израильтянам свои золотые украшения. Для чего? Конечно же не для того, чтобы они их носили. Золото должно было быть переплавлено для устроения Ковчега Завета, Святая Святых и, возможно, Храма в Ханаане. Переплавка должна была символизировать уничтожение в огне религии языческой и выплавление веры Божией. Однако народ выплавил себе из украшений египтян золотого тельца, которому стал поклоняться вместо Бога. Увы, золото имеет свойство насылать проклятие. Когда вернулся Моисей, много народу было уничтожено, золотой телец расплавлен, истерт в порошок, высыпан в воду, которую должны были пить отступники… Золотые украшения мира не идут на пользу рожденным свыше христианам, и мы должны постоянно это иметь в виду.
“Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью: ибо это мерзость для Господа, Бога твоего. И не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она. Отвращайся сего и гнушайся сего; ибо это заклятое” (Втор. 7:25–26). Христианка, сохраняющая у себя после уверования мирские украшения, носящая их в доме или где-то еще, тем самым вносит туда мерзость, а если она так идет в Дом молитвы, что, увы, не редкость, она вносит заклятое, приносит с собой проклятие и себе и церкви.
“Священное Писание вразумляет нас, что наряды и раскрашивание лица знаменуют любодеяние тела, – писал Тертуллиан. – Господь, наименовав великую блудницу, сидящую на водах многих, дает и одеяние, сообразное с ее именем: “Жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом” (Откр. 17:2-4), – одеяние подлинно проклятое; без чего не была бы она и названа мерзкою блудницею” (“О женских украшениях”, III).
Женские украшения зарекомендовали себя в истории человечества только с отрицательной стороны. Где украшения, там гордыня, там отступление от веры в Бога. Об этом говорит Господь и через пророка Исайю: “И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны, и ходят подняв шею и обольщая взорами, выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, оголит Господь темя дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их. В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу” (Ис. 3:16–20).
Христиане призваны следовать за Христом, взявши крест (Мф. 16:24, Лук. 14:27). А крест нести очень неудобно в перстнях, запястьях и бусах. Не металлический крест на золотой цепочке, конечно, а крест умерщвления плоти, страданий, трудностей, гонений за веру. Тертуллиан пишет: “Впрочем, я не знаю, в состоянии ли руки, привыкшие к запястьям, поднять тяжесть оков. Сомневаюсь, чтобы ноги, столь часто носившие шелковые подвязки, могли перенести боль от веревочного вязания их. Боюсь, чтобы голова, покрытая изумрудами и бриллиантами, не отступила подло от меча, которым мы ежечасно угрожаемся. А потому, верные служительницы Иисуса Христа, привыкайте к самотруднейшим вещам, и вы не ощутите их при случае. Откажитесь от удовольствий и нарядов, и вы не пожалеете о них никогда. Будьте всегда готовы переносить жесточайшие удары, и не имейте ничего такого, с чем тяжело было бы вам расстаться. Все блага мира сего – не иное что суть, как цепи, задерживающие полет нашей надежды. Отвергнем все сии земные украшения, если хотим блистать на Небесах”.
В простом народе Ветхого Завета золотые украшения были популярны, но это могло быть только из-за их неполной духовной посвященности Богу (верующие делились на священников и прихожан), тогда как при Новом Завете все верующие являются посвященными, а потому и спрос с христиан строже!
Перстни часто имели определенное назначение – они были печатями, удостоверяющими власть лица, их носящего (например Иосиф, “блудный сын”). Современные перстни, кроме как тешить глаз и гордыню, никаких служебных функций уже не несут, потому должны быть нами отвергнуты.
Иногда ссылаются на серьгу и запястья, подаренные слугой Авраама Ревекке (Быт. 24:22, 47), как на разрешение золотых украшений. Но этот эпизод не дает никаких оценок вручению украшений Ревекке. Кроме того, не все, что Библия просто описывает, ею одобряется. Слуга Авраама (возможно, Елиазар) был родом из язычников, рос в их среде, и ехал к ним же сватать невесту для сына хозяина. Естественно, что он поступил соответственно обычаям той страны и того времени. В чужой монастырь, как мы уже говорили, со своим уставом не лезут. Возможно также, что серьга и запястья были знаком для родственника Лавана, чтобы он узнал – от кого пришел сват (Быт. 24:30–31).
Насчет обручального кольца трудно выразить определенную позицию из-за древности этой традиции, восходящей ко временам Храма Соломона. Есть братья и целые церкви, категорически отвергающие их ношение, как обычай языческого окружения и как присутствие проклятого металла. Но обручальное кольцо всегда имело не религиозное, а функциональное значение – показывало, что человек состоит в браке, а в нашем развращенном мире такой знак может иногда оказаться не лишним. Альтернативой этому чаще всего называют ношение косынки, тогда как мы уже выяснили, что покрывала являются обязательным элементом одежды не только для замужних, но и вообще для всех женщин. Как же различать христианку-девицу, от христианки-супруги? Тут может пригодиться обручальное кольцо. Впрочем, этот довод тоже слаб, ибо само по себе кольцо не спасет от прелюбодеяния, если в сердце христианина не будет отпора этому греху. Одно совершенно ясно, что если христианка не будет носить кольца, но будет одеваться и вести себя достойно, убытка ей не будет. Покрывало на голове, действительно, послужит ей настоящей защитой.

31 июля, 2010 | Раздел Православная страница