Путь женщины ко спасению

Вряд ли стоит повторять, что мы живем в смутные времена и, более того, во времена распада тех установлений и отношений, которые Бог дал нам для поддержания земной жизни и подготовки к жизни будущей. Разрушение происходит повсюду: в окружающей среде, в обществе, в семье, и даже во внешнем устройстве Церкви Христовой. Человек вторгается в самые основы Божественного творения: расщепление атома, генная инженерия, теория современной химии, отрицающая целостность химических элементов, психоанализ — примеры этого вторжения. Отрицается богоустановленная иерархическая природа семьи, основы общества. Наконец, ереси подвергают сомнению самые основы Божественного откровения. Почему все это происходит? Конечно, здесь действие врагов Бога и человека, — падших ангелов. Но главная причина — отход от христианского мировоззрения, основанного на Божественном Откровении о творении, грехопадении Адама и Евы, наказании их Богом, искуплении человечества Иисусом Христом и данных Им заповедях.
Мы знаем, что история творения началась задолго до создания человека. В начале Бог сотворил ангельский мир, и творение было полным и гармоничным. Его символом был круг. Но когда высочайший и славнейший из ангелов, Люцифер, «светоносный», взбунтовался против Бога, иерархическая гармония творения разрушилась. Люцифер спал с небес, и с ним треть ангелов. В круге бытия появился разрыв. Чтобы его заполнить, Бог сотворил материальный мир и его властелина и первосвященника — человека. Он сотворил человека двойственным, имеющим и тело и душу, как звено между миром духовным и миром вещественным, через которое Он изливал в вещественный мир Свою благодать. И Бог хотел, чтобы это новое создание возрастало в совершенстве, пока не превзойдет славу падших ангелов и засияет бриллиантом в венце творения.
Бог сотворил мужчину и женщину. Адам был создан из земли, Ева от его плоти и крови. Как учит св. Амвросий, это было так для того, чтобы они имели общий источник и одинаковую природу. Преп. Серафим Саровский говорил, что «Еве Господь дал ту же мудрость, силу, неограниченную власть и все прочие благие и святые качества», что Он дал Адаму. Адаму и Еве подчинялся весь материальный мир.
Здесь нужно упомянуть о том, что некоторые находят «неудобопревозносимым». Св. отцы ясно учат, что в раю Адам и Ева не имели брачных отношений. Как говорит Иоанн Дамаскин, Бог сотворил мужчину и женщину, предвидя грехопадение, так, чтобы человечество могло возрастать и после него. Также и в следующей жизни, как говорит Сам Господь Иисус Христос, «ни женятся, ни выходят замуж». Отсюда следует, что брак и деторождение, какими мы их знаем, тесно связаны с грехопадением, точнее, с тем наказанием, которое Бог наложил на Адама и Еву, изгнав из из Рая.
Еве, согрешившей первой, Господь первой и назначает наказание: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Это наказание — подчинение мужу и телесные страдания — Господь, Который наказывает не из мести, но для исправления, дает Еве для уврачевания ее страстей: гордыни и жажды наслаждений. В то же время, послушание Евы — не послушание рабыни господину, но послушание жены мужу, основанное на взаимном уважении и любви. Ее телесные страдания связаны с рождением новой жизни, то есть с участием в творении. Этим Господь призывает женщину к высшей добродетели: жертвенной любви.
Женщина, терпя страдания и рискуя жизнью ради рождения детей, как бы прообразует Христа Бога, пострадавшего и умершего на кресте ради спасения всей твари. Покорность и смирение также есть образ Христа, Который, будучи равен Отцу, был покорен Ему даже и до крестной смерти. Так, неожиданным образом, исполняется гордое желание Евы уподобиться Богу. Через смирение и страдания открывается путь к воскресению и славе.
Адаму же Бог говорит: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нея во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; и в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься.»
Пока порядок мироздания не был нарушен, пока через Адама и Еву на весь материальный мир изливались Божии благословение и благодать, труд Адама был радостью. Земля была благословенна за человека, и каждое его усилие приносило дивный плод. Но с грехопадением Адама пал весь материальный мир и за него был проклят. Прежде управляемый законом божественной любви, теперь он подпал другим законам, тем, что мы называем «законами природы», из которых главный — закон энтропии, закон тления и смерти: «и в прах возвратишься». Адам, проявив безпечность в момент искушения, теперь должен постоянно трудиться, чтобы противостоять тлению, чтобы род человеческий не прекратился. Человек из царя природы превратился в ее тирана и раба одновременно, обреченный на постоянную борьбу за выживание. Смысл этого наказания в том, что оно научает не только физическим, но и духовным труду и борьбе, научает побеждать искушения и приобретать добродетели. Адам своим потом и скорбями сораспинается Христу — это его путь ко спасению.
При таком понимании истории и назначения человека на Земле, мы видим, что современные проблемы человечества в большинстве своем — результат уклонения его от своего назначения, или жевыполнения его ложным путем ради ложных целей. Многие из наших современных общественных болезней происходят от забвения цели и смысла брака, оттого, что женщина отказывается от своего назначения — быть духовной опорой семьи. Любящая, заботливая жена — первая защитница устоев общества, на ней лежит прямая ответственность за воспитание нового поколения физически, умственно и духовно здоровым. Неудивительно, что женщина в наше время подвергается особенно сильному нападению врагов рода человеческого, сил разрушения. Сколько женщин покидает сегодня свое священное место у домашнего очага как добровольно, так и , что случается все чаще, по необходимости.
Отрицание христианского идеала женственности прямо связано с отрицанием самого христианства, ведь те добродетели, к которым призвана жена и мать, являются самой его сутью: самоотверженная любовь, смирение, долготерпение. Богобоязненные, любящие женщины всегда были образцом христианских добродетелей и духовности для всего общества. (Действительно, прежде всего благодаря женщинам христианство сохранялось и передавалось сквозь века). Чистота девства и чадородие жены, два идеала святости, дивно совмещающиеся в Богородице — Новой Еве, издавна сияют человечеству. И сегодня женщины обменивают это доставшееся им наследство на похлебки карьеры или «равных экономических возможностей». Горе миру, когда женщины становятся такими же мирскими , как мужчины!
«Обмирщение» женщины в сегодняшнем мире происходит по многим причинам. Философские причины — отрицание большинством современного общества христианских идеалов добродетели и неотмирности, не говоря о смирении. Другие, социологические причины: типичная современная семья невелика, изолирована от соседей, ведет потребительский образ жизни; вряд ли умная, энергичная женщина может всецело посвятить себя такой семье. Мы отдали многие функции семьи, матери, — такие, как обучение маленьких детей, уход за больными и стариками, приготовление пищи, шитье одежды и тому подобное, — государству, бизнесу, и другим общественным организациям. Соответственно, уменьшился вес семьи в обществе и роль женщины в семье. Не мое дело давать рецепты разрешения этой проблемы, но хотелось бы упомянуть о трех основных принципах, которые помогают сохранить и укрепить дом и семью, сделать их сосудами добродетели и неотмирности.
Во-первых, дом должен не только потреблять, но и производить.
Во-вторых, дом не должен замыкаться в себе. Самое лучшее, если вся семья занимается активной благотворительностью. И разве есть лучший способ научить детей следовать Христу?
В-третьих, самое важное, — нельзя быть неотмирным без связи с иным миром, т.е. без молитвы. Нужно молиться и всей семьей и каждому ее члену. Совершенно необходимо в течении дня, по крайней мере, один раз найти или выделить время для молитвы. Даже если это будут 15-20 минут, они уже могут решить вопрос нашего спасения. Также необходимо питать наши души духовным чтением.
Когда женщина с любовью заботится о всех этих аспектах семейной жизни: производительная работа дома, милосердие как внутри, так и вне семьи, и молитва — она может превратить свой дом в оазис, в матрицу христианских добродетелей и неотмирности.
Я подчеркиваю, что то, о чем здесь говорится, —это идеал женщины, какой она должна быть по замыслу Бога, сотворившего ее и давшего ей особое место в этом мире. Но здесь нет каких-то жестких правил, какого-то шаблона. Христианская традиция никогда не запрещала женщине мирскую деятельность, и Церковь прославила во святых многих женщин, которые ухаживали за больными и бедными, строили церкви и монастыри, управляли государствами, проповедывали Евангелие целым народам. И, конечно, многие женщины не имеют выбора, они должны работать, чтобы содержать себя и своих детей. Идеал не теряется от того, что некоторые женщины работают, будь то по необходимости или по призванию. Идеал теряется, когда женщина забывает или отказывается от него, предпочитая карьеру — детям, самоуслаждение — самопожертвованию, светскость — набожности. А когда утерян идеал, теряются и особое женское величие и святость. В то время, как единицы находят радость и удовольствие в карьере, миллионы низведены до положения рабов: у конвейеров или компьютеров, или, еще хуже, до положения игрушек.
Мы уже видели, что наказание, наложенное Богом на Адама и Еву, служит для исправления и уврачевания их падения и, через искупительную жертву Христа, для возвращения в рай и воссоединения с Творцом. Эти наказания касаются только падшего мира и не относятся к будущей жизни в раю. Даже в земной жизни, мы знаем, некоторые христиане с Божией помощью преодолевают в себе падшую природу и освобождаются от ее уз. Мы знаем о подвижниках, чудесным образом питавшихся в пустыне, о старицах, духовно руководивших людьми. Более того, после воскресения из мертвых даже само разделение людей на мужчин и женщин, выполнив свое назначение, исчезнет. Св. отцы ясно учат, что между душами мужчин и женщин нет существенной разницы.
Дай нам Бог сохранить надмирную красоту нашего призвания, ради Его славы и спасения себя и других.

Монахиня Мария

Святой апостол и евангелист Лука.

Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил. 1, 24; 2 Тим. 4, 10), врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1 – 3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.
Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.
Апостол ПетрПредание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. “Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”, – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62 – 63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19;Лк.2,51).
В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62 – 63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования – Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6 – 29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.

17 октября, 2010 | Раздел Православная страница