РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
день поминовения усопших суббота 2-й седмицы Великого поста

Не напрасно бывают приношения за усопших,
не напрасно моления,
не напрасно милостыни:
все это установил Дух Святой,
желая, чтобы мы получили пользу
друг через друга.

Святитель Иоанн Златоуст

Причина установления Родительских суббот заключается в том подвиге, в котором тогда пребывают христиане. Ежели, по учению святого апостола Павла, без любви ни что же есмь, то значит и самый подвиг поста, ежели не будет сопровождаться истинною взаимной любовью, потеряет свое значение, и постящиеся не достигнут цели, добродетель потеряет свою силу. Потому церковь и заботится, чтобы между всеми ее членами были мир и любовь. Пред вступлением в подвиг поста, Церковь пригласила действительно всех своих членов, пребывающих на земле, показать на самом деле, что они пребывают в неразрывном союзе любви и в общении с членами ее, пребывающими в загробном мире – со Святыми и с несовершенными усопшими. Так точно и теперь, при продолжении сего подвига поста, и для показания, что мы не отступаем нисколько от заповеди основателя нашей Церкви Иисуса Христа: “любить друг друга”, Церковь приглашает своих членов ко всеобщему молению об умерших, избрав субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Итак, основанием учреждения сих суббот – любовь. Другая причина их основания есть та, что в сии дни поста кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому, в замене литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.

Монах Митрофан,
“Как живут наши умершие
и как будем жить и мы после смерти”
Источник: “Чтение на каждый день Великого поста”

Евангелие, чтомое на заупокойной литургии в родительскую субботу
(Ин., 5, 24-30)

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения.
30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ
Ничего безрассудного, ничего бесполезного не передано от Христовых проповедников и учеников и не принято преемственно Церковью Божией; совершать поминовение усопших в правой вере при Божественном и преславном Таинстве – дело весьма Богоугодное и полезное.

Святитель Григорий Нисский

Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и Последним Судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений…

Святитель Филарет, митрополит Московский

Мы веруем, что души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной Благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою Бескровной Жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь.

Послание Восточных Патриархов

Иерей смирено молит Благость Божию, чтобы Он отпустил умершему прегрешения, случившиеся по немощи человеческой, принял лоно Авраама, Исаака и Иакова в место “отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание”, презирая своим человеколюбием всякий грех, соделанный ушедшим от жизни. Ибо никто не чист от греха, как говорят пророки.

Священномученик Дионисий Ареопагит

Не странно ли? Когда ты отдаешь дочь в замужество, не почитаешь несчастием, если муж отходит с нею в дальнюю сторону и там живет счастливо; потому что скорбь разлуки облегчается слухом о их благополучии; а здесь, когда не человек, но Сам Господь берет к себе твоего родственника, ты печалишься и сетуешь!
Святитель Иоанн Златоуст
Ты плачешь о том, что умерший оставил тебя, а не думаешь о тех, кого он нашел.

Святитель Филарет, митрополит Московский
Публикуется по книге “Чтение на каждый день Великого поста”

МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ
Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый; сам, Господи, упокой душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея или усопших раб Твоих), [имя рек], в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им (ею или ими), словом, или делом, или помышлением, яко благ и человеколюбец Бог прости. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо един без греха, правда Твоя, правда во веки, и слово Твое истина.

ЧТО ТАКОЕ ПОСТ

“Православная Русь” №4, 2001 год

“Сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Матф. 17, 21).
Пост заключается не в том только, чтоб воздерживаться от известных родов пищи, но и в том, чтобы отрекаться от всего, что может услаждать чувство вкуса.
Известно, что посты составляли один из главных признаков аскета. Нет аскета, который бы не постился. Но посты не являлись только принадлежностью христианской Церкви. Они встречались и у языческих народов. Так последователям Будды запрещена мясная пища. В среде браминов есть отшельники, которые не употребляют в пищу ничего, приготовленнаго на огне. Празднованию мистерии Изиды и Осириса в Египте всегда предшествовали посты. У греков постились служители мистерий и лица, вопрошавшия оракулов. О римлянах, Ливий сообщает, что они объявляли всенародные посты, если им что-то угрожало в природе или того требовало указание Сивиллиных книг. У иудеев заметно то явление, что постов в древнее время было мало.
Ветхозаветный закон установил всего лишь один всенародный пост – “день очищения”; в этот день требовалось главным образом смирение души, начиная с вечера одного дня и до вечера другого (Лев. 23, 27). Но израильский народ часто прибегал к посту во время бедствий по повелению судей, царей и пророков. Частныя лица постились для выражения своей печали: Давид, Даниил, Ездра, пророчица Анна. В особенности посты получили у иудеев большое значение во время плена Вавилонскаго. Во время Иродов посты еще умножились. О частных постах упоминает книга Товита; о том же свидетельствует пример фарисеев, постившихся дважды в неделю — в понедельник и четверг: в понедельник в честь Моисея сходившаго с Синая со скрижалями завета, а в четверг в память восхождения Моисея на ту же гору. Далее фарисеев в постничестве шли ессеи, иудейская секта; они совершенно воздерживались от всякаго мяса и вина; обед у них происходил по восхождении солнца. По разрушении Иерусалима число постов увеличилось. Интересны предписания постов в случае бездождия.
С появлением Христианства посты не только не исчезают, но число их сильно увеличивается. Древний христианин строго соблюдал все посты, а они составляли две трети года. Так один богослов говорит: “Кто нарушает пост в среду, тот будет осужден с Пилатом. А кто нарушит пост в пятницу, тот будет осужден с безбожными распинателями”.
Церковь также налагала посты на отдельных лиц, в виде наказания или врачевания души. Так, сорокодневный пост налагался на бесноватых, по примеру св. Макария Александрийскаго, наложившаго такой пост на одного бесноватаго юношу. Надо отметить, что основатели монашества, будучи сами очень строги к себе, составили устав не очень строгий для своих последователей. Так поступали преподобные Антоний и Иларион. Преп. Пахомий, основатель общежительнаго монашества, питался только хлебом с солью, разрешал масло только в праздничные дни, но к монахам был снисходителен. Он запретил им только вкусную пищу, но установил, чтобы братия имели ежедневную пищу, приготовленную на огне и достаточное количество хлеба. Только в Великий пост должны были питаться более скудной пищей. В Египте для большинства монахов хлеб составлял главную пищу.
Свят. Василий Великий дал образец в своих правилах монашеской жизни для всего православнаго Востока. Строго предписывая воздержание во время поста от рыбы, масла и вина, он однако подчеркивает, что надо соразмерять пост с состоянием здоровья и с теми трудами, какими занимается монах. Поэтому греческие монастыри не вводили слишком строгих предписаний касательно пищи.
Надо, однако, отметить явление постов отдельных аскетов. Как произвольные, они очень разнообразны. Так сохранились сведения о преп. Павле Фивейском и о его особенном воздержании в пище. Только одно пальмовое дерево доставляло ему и пищу, и одежду, т. е. плоды этого дерева питали его, а листья доставляли ему одежду. Ученик преп. Антония говорил: “чтобы укротить осла, т. е. свое тело, для этого нужно кормить его не ячменем, а мякиной”. Он довольствовался пищей самой простой, и достиг того, что ему довольно было вкушать пищу раз в неделю. Многие аскеты воздерживались от всякаго хлеба. Так поступали Евагрий и Иларион. Палладий разсказывал о некоем Иоанне, что он питался лишь плодами древесными и никогда не употреблял пищи, приготовленной на огне. А некоторые подвижники проявляли свой аскетизм в том, что не ели по многу дней сряду, и часто ели не более двух раз в неделю. Питирион вкушал свой кисель только два раза в неделю, Елпидий в течении 25 лет вкушал пищу только по субботам и воскресениям. Некоторые подвижники выдерживали даже сорокодневный пост по подражанию Моисею, Илии и Спасителю. Таких подвижников в первые века Христианства было много. Старцы тогда говорили, что самый строгий пост не вредит здоровью. Надо, однако, не забывать, что подвижники не сразу доходили до такого строгаго поста, а много лет приучали себя к тому.
Приведем слова древних отцов Церкви о посте. Преп. Исаак Сирин говорит: “Блажен, кто заградил себе уста от всякаго сластолюбия, отлучающаго его от Создателя. Блажен, кому пищею Хлеб, Сшедший с неба и Даровавший жизнь миру”. “Кто в пище своей узрел Господа своего, тот укрывается от всех, и один причащается Его и не остается без озарения лучем Господним”.
“Началом всему худому служит упокоение чрева и разслабление себя сном, тогда как святой путь Божий и основание всех добродетелей — пост, бдение, бодрствование в службе Божией, в распинании тела целый день и ночь, в противность сладости сна. Пост — ограждение всякой добродетели, начало подвига, венец воздержания, красота девства и святыни, светлость целомудрия, начало христианскаго пути, матерь молитвы, источник разума, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел”.

22 марта, 2011 | Раздел Православная страница