Лидерство ПО-РУССКИ. Православный взгляд на человека и «психология успеха».

Беседа с педагогом, психологом Александром Фёдоровичем Чернавским
Дорогие друзья!
Еще никогда в истории человечества борьба за человеческие души не проходила так изощренно и коварно, как в наши дни.
Самые современные технологии, системы обучения, высококлассные специалисты всего мира встали на путь служения мамоне.
Психология успеха – «психология князей мира сего» проникает в умы и сердца человека через книги, университетские знания, средства массовой информации.
Как не попасть в психологические ловушки? Как преодолеть эту ложь и стремление к хищным навыкам? Как послужить России и своим ближним своими талантами и дарованиями? Эти вопросы волнуют сегодня многих честных, думающих людей.
Твердые мировоззренческие основания особенно важны для молодежи, которой предстоит взять на себя ответственность за будущее России.
Для формирования здравой и честной позиции каждому из нас необходимо совершенствоваться в духовной жизни, изучать и любить отечественные традиции и культуру, знакомиться с критическим анализом новомодных направлений мысли.
Для тех, кто не по названию и форме, а по устремлению сердца считает себя патриотом нашего земного Отечества, будут полезны размышления православного человека, педагога, психолога, общественного деятеля – А. Ф. Чернавского, посвятившего свои труды осмыслению современного мира и человека с христианских позиций. Добавлю, что Александр Федорович является одним из участников рабочей группы Центра патриотического воспитания, осуществляющего поддержку военно-патриотических, военно-исторических, реконструкторских, поисковых, военно-спортивных объединений, клубов и дружин, ведущих работу по воспитанию и просвещению подрастающего поколения.
Пусть эта брошюра найдет благодарного читателя, осознающего свое призвание в служении Святой Руси!

Руководитель Центра патриотического воспитания,
настоятель Патриаршего Подворья в Сокольниках
игумен Иоанн (Ермаков).

- Александр Федорович, как вы считаете, необходимо ли православному христианину, выражаясь светским языком, для того чтобы быть успешным в обществе, обладать знанием психологии?
- Существуют два разных представления о человеке: в святоотеческой и мирской психологии. Последняя – это «психология успеха». Практически все страсти, с которыми святоотеческое учение призывает решительно бороться, в психологии успеха как раз культивируются. Например: тщеславие (достижение славы), сребролюбие (достижение богатства), прельщение противоположного пола (блуд) и прочие. Светские «душеведы» учат: ты хочешь проявиться – развей страсть до конца и будешь успешным, то есть станешь богатым, и тебя признает весь мир. Вот страсти и подогреваются современной психологией, она учит достижению такого рода успеха. Мы видим два диаметрально-противоположных вектора психологических знаний, направленных на результат. Один вектор – это достижение Царства Божия, а другой – успешность на земле. Но можем ли мы сказать, что достаточно лишь одной святоотеческой мудрости, чтобы жить в этом светском мире? Мне часто задавали вопросы: неужели православным не нужно изучать педагогическую, социальную или юридическую психологию, разве там ничего ценного нет? Специальные знания, конечно необходимы. Допустим, если ребенок плохо воспринимает какой-то учебный материал, то ему можно помочь с помощью определенных психологических приемов. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был известным хирургом, обладал обширными знаниями, однако это не мешало ему быть выдающимся священником, глубоко верующим человеком. Православному врачу надо знать, как устроены человеческие органы. Но кроме тела, есть у нас и более тонкая субстанция. «Психея» – это душа, и ее движения знать также необходимо. Нужно помнить, что первыми психологами были старцы. Однако наука развивалась, формировались ее понятия, научные принципы, и появились люди, далекие от веры в Бога, но профессионально занимающиеся психологией.
Некоторые современные психологи пытаются десять заповедей «адаптировать» к языку науки и светскому восприятию – не всегда это получается. Лучшие психологи мира изучают религиозный опыт, духовные практики разных культур, святые книги, пытаются использовать многовековую мудрость для решения тех проблем, с которыми они сталкиваются в прикладной психологии. Но здесь мало одних знаний, нужно жить этим. А то зачастую получается, что психиатр с «психинкой», а невролог с «нервинкой». Знаю честную женщину, которая написала диссертацию: «Специальность «психотерапевт», как способ решения личных проблем», то есть она пришла в психотерапию, чтобы разобраться в себе. Дело в том, что, не обретя Бога, психологи, в результате, застревают на своих установках. А это тупиковый путь… Более того, самое важное отличие святоотеческой психологии от мирской – в том, что последняя учит человека самооправданию, а святоотеческая психология – самоукорению. Намного проще причины своих бед и неурядиц объяснять плохой наследственностью, воспитанием, но не своей духовной расслабленностью и потворством греху.
- Есть ли что-нибудь позитивное в современном западном воспитании, в их психологии успеха?
- Некогда христианский Запад сделал ставку на Человека. Тем не менее, их вере в творение Божье, некой смелости и решительности, думаю, у них стоит поучиться.
- Есть ли какие-либо человеческие стандарты, понятие нормы существует в психологии?
- Стоит разобраться в понятиях: норма и отклонение от нормы. Когда я работал школьным психологом, одна мама привела сына ко мне и сказала, что у него рассеяно внимание. Она попросила позаниматься с мальчиком, чтобы он внимательно слушал учителя на уроках. Разговариваю со школьником, спрашиваю, что с ним происходит? А у него идет душевная брань: родители постоянно ссорятся, и он думает о том, зачем учиться, если грамотные люди так друг друга оскорбляют… Последний случай из реабилитационной работы: ребенка забрали из деревни, он жил у бабушки, мама создала другую семью. И вот его привезли в город, в новую семью, он тоскует по деревне, по природе. Там он себя чувствовал, как в естественной среде, а когда его оттуда выдернули, внимание ребенка стало рассеянным. Он не хочет ходить в школу, так как утратил свой душевный покой. Я говорю ему: «Нарисуй дом, который тебе больше всего нравится». Он рисует храм. Его дом – это храм, он чувствует себя там гармонично. А многие рисуют квартиру, диван с телевизором, кухню и т.д. Как с этим ребенком работать? Его скорректировать надо или помочь укрепиться в том, в чем он пребывает? А традиционная психология говорит: «Да, у него патология. Он внушаемый, аутичный и т.д.» Начинают человека вытаскивать из этого состояния, адаптировать к этой среде, думая, что он якобы отошел от нормы. Наоборот, он православный и в норме, а всех остальных надо корректировать, отучать от пошлости и алчности. Здесь возникает конфликт оценок: кто нормальный, кто больной. Тех детей, которые выскочки, отличники, осведомители, учителя поддерживают, они успешные. А те, кто погружен в размышление и пытается этим оградить себя от манипуляций собой со стороны мира сего, – якобы «ненормальные». И потом, чего мы хотим добиться с помощью психологии – страсти развивать в ребенке или, наоборот, неподверженность соблазнам? Если проводить рефлексию: что это за действие, куда это ведет, что мы пытаемся выработать в ребенке, – то воспитательные методы будут исходить из нашего мировоззрения. Как, с помощью чего развивать в ребенке самостоятельность и устойчивость? Такой вопрос часто задают психологам. Люди, которые попадают сейчас в сети соблазнов: наркотиков, алкоголя; те, кто пытается уйти от реальности – что это, проявление слабой воли? Да, это и слабая воля, и слабое эмоциональное регулирование, и сложность межличностного общения. Что такое саморегуляция? Современные психологи предлагают аутотренинг, разные медитации, упражнения. А в Православии саморегуляция – это молитвенное состояние, пребывание в молитве; созерцательное, устойчивое, мирное состояние.
Средства психологической помощи бывают различные, и направленность этой помощи неодинакова. Знание возрастных особенностей, особенностей характера, обучение жизненно необходимым навыкам, развивающие игры, как и многие другие знания, приобретенные психологической наукой, – полезны. Разбираться во взглядах, средствах воздействия на человека современной психологией надо, но применять эти знания нужно с разумением и духовной трезвостью.
- В Православии не принято говорить о том, что человек должен быть уверенным. А как вы считаете, это качество нужно верующему?
- Вопросы веры, уверенности в своем деле имеют свои корни в евангельских временах, когда Христос протягивал руку помощи апостолам. Особенно наглядно можно это увидеть в случае, когда «Петр пошел по воде… но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14:29-31)
«Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» – читаем мы в Новом Завете (Евр.11,1) Твердая вера дает уверенность. Православный человек должен быть именно твердым в вере, но не самоуверенным. Разумная уверенность просто необходима живущему в миру человеку. Но повторюсь, ее нельзя путать с самоуверенностью. Если мы поступаем согласно Божиим заповедям, то должны быть уверенными в себе и в своем деле.
Я долго искал себя. Искал людей, у которых в этой жизни все получилось: благополучно сложилась карьера, осуществились глобальные проекты. Найдя таких, как мне казалось, «счастливчиков», задавал им вопрос: «Как вы это смогли? Насколько вы верили в себя, в свой проект?..» Опрашивая в разных странах людей, реализовавших свои самые смелые идеи, я убедился в том, насколько исполнение задуманного зависит от веры. Об одном из таких крупнейших проектов мне рассказала американка Мерлин, женщина-ученый из НАСА. (Ее преподавательницей антропологии в университете была Лидия Сергеевна Блэк – глубоко верующий православный русский человек, многих студентов укрепивший в вере). Мерлин осуществляла проект запуска спутника на Марс. Проект стоил более миллиарда долларов. Я спросил у нее: «Насколько вы верили в свое дело, когда начинали?». Из её ответа стало ясно: она была убеждена, что это самое нужное дело для человечества. Многие годы со своими единомышленниками Мерлин «мобилизовывала» всю Америку: проводила митинги, демонстрации, сбор подписей, дискуссии на телевидении, многодневные стояния во время работы Конгресса в Вашингтоне. В итоге, Конгресс утвердил бюджет. Спутник был запущен.
Другая воплощенная идея – когда люди организовали пробег мира в 80-е годы. Два психолога Дэвид Гершон и Гейл Страуб встретились и разработали целую образовательную программу, под названием «Эмпауэрмент» – «Жизненная сила», – для того, чтобы поднять людей на этот пробег. В программу входили специализированные семинары и тренинги. Два увлеченных человека работали над тем, как помочь людям раскрыть свои способности, обрести мечту, развить уверенность в своих силах. Они помогали создавать виденье (представление результатов своего труда) и пути его достижения. Проводили десятки занятий: учили и психологов, и простых людей раскрытию своего жизненного потенциала и объединению усилий. Все их старания были направлены на то, чтобы их мечта воплотилась в жизнь. В ходе такой самоотверженной работы они стали близкими людьми – мужем и женой… И вот через несколько лет серьезнейшей подготовки, наконец-то, это грандиозное мероприятие состоялось. Супруги-организаторы проекта плакали, когда видели, как первые лица разных стран: президенты, премьер-министры, главы правительств – встречали пробег мира.
Накопив знания и опыт, я сам стал проводить семинары-тренинги по социальному проектированию с людьми, которые имели серьезные замыслы. И обязательно спрашивал у них: «Насколько вы верите в то, что начинаете делать?» Это были, в основном, люди, далекие от религии, и у них был разный процент веры: кто-то отвечал, что верит на 50%, кто – на 60%, кто – на 80%. Но, чтобы реализовать серьезный проект, нужно верить на 110%. Мой педагогический опыт общения с проектировщиками убедил меня в истинности евангельских слов: «По вере вашей дано будет вам». А где же почерпнуть такую веру?
Расскажу маленькую историю, которая для меня очень значима. На своих семинарах я рассказывал о методиках Александра Эверета (американского психолога), о психологических барьерах, которые не дают человеку реализовать себя, свои грандиозные и не очень проекты, о тех внутренних сомнениях, препятствиях, которые мешают ему создать образ будущего и двигаться к нему. Я рисовал много кругов, которые образовывали как бы мишень, и спрашивал, что это такое? Каждый круг означал барьер в сознании, который сдерживал действие: «Если бы у меня было достаточно денег, если бы у меня было достаточно образования, связей, если бы…» В процессе совместной работы мы убирали эти барьеры, увеличивали веру в собственные силы и возможности. И вот однажды мне снится мой отец, он был воинствующим атеистом всю жизнь и только перед смертью начал воцерковляться. И он говорит мне во сне: «Саша, ты не рисуешь еще один круг?» – «Какой, папа?» – «Один круг вокруг этой мишени. На этом круге должно быть написано: если на это есть воля Божия». Я был потрясен, никак не ожидал от своего неверующего отца услышать такое. И вот что я понял: нужна разумная уверенность, которую дает вера в Бога. То есть базис – это поиск воли Божией, а не самоуверенность и своеволие, не реализация своих страстей – тщеславия, сребролюбия и других. Это осознанное служение Богу. И, соответственно, та поправка – самая существенная в развитии уверенности. Здесь мы видим две принципиальные вещи – Человекоцентризм и Богоцентризм. К сожалению, методы классической и современной психологии направлены лишь на развитие уверенности в собственных силах, то есть веры в себя. Хотя само название науки психологии происходит от греческого слова «психея», то есть душа.
Когда человек подходит к вере в Бога, раскрывает свое сердце Христу, то для него сбываются слова Священного Писания: «…не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). У нас, православных христиан, в жизни порой возникают моменты испытания нашей веры, но здесь главное искать воли Божьей, а если определился, – идти, не оглядываясь. Нам всем нужна твердая вера, чтобы не услышать упрека Господа: «Маловеры…»
- Скажите, как правильно любить себя. Потому что все психологи сейчас, особенно светские, зациклились на этой любви к себе, и даже переиначивают вторую заповедь Христа: возлюби ближнего, как самого себя. Они учат, что если не будешь любить себя, то не сможешь любить и ближнего. Как человеку правильно, по-православному, любить ближнего?
- Любить себя по-православному – это стремиться к святости, к достижению Царства Небесного. Протестантские методики эгоцентризма, психологии успеха, основаны на другой любви к себе. Не задумывались, почему западные христиане более почитают праздник Рождества, а православный Восток – Пасху. Для чего мы рождаемся? На этот вопрос западное христианство с его конформизмом и любовью к благобыту отвечает: сначала насладись жизнью, поживи для себя, а потом можно и о других, и о своей душе подумать. Известна книга конца 80-х годов, с проповедью такого эгоизма, которая распространялась по России большими тиражами, «Как любить себя» Луизы Хей. В такой любви к себе заложен глубинный конфликт – сильная привязанность ко всему земному. Те люди, которые так любили себя, многого могли достигнуть в светском мире, но они все-таки не смогли удовлетвориться жизнью – «взять от жизни все». Чем больше имеешь, тем больше хочется. Труднее отдавать, труднее оставлять. Я это однажды открыл для себя, когда после многократного прослушивания Лучано Повороти «Памяти Корузо», приехал в Иоанно-Богославский православный монастырь под Рязанью и заслушался вечерним монашеским пением. Православная душа-христианка стремится домой, к Богу, к Вечной Пасхе, а протестантам и католикам так грустно расставаться с земными удовольствиями и благами.
По-православному, возлюби ближнего, как самого себя – это желать другому наилучшего, что можно пожелать себе. А что православный человек себе может пожелать, самого важного? Это – спастись, достигнуть Царства Небесного. Любить ближнего по-православному – помочь ему достигнуть спасения. Здесь важно свободное волеизъявление. Господь говорил: «Ищу не вашего, а вас» (2 Кор. 12:14). Указать путь и Истину – это одно. Показать дела любви – другое, наверное, самое трудное. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). В достижении Царства Небесного мы больше всего можем помочь ближним своим примером. Примером жертвенности, милосердия, служения, самоотдачи. Другой вид помощи – это поддержка в борьбе с грехами и страстями. Митрополит Филарет (Дроздов) говорил: «Задача русского Царя – не создание рая на земле, а недопущение на ней ада». Иными словами, мы должны оказывать всякое содействие ближнему в его усилиях спастись, в его стремлении к Небу. Любить означает делать дела милости, терпеть немощи других, не мстить, не мешать духовному развитию ближних, помочь им уберечься от искусов, соблазнов. И вот в этом плане мы сейчас очень страдаем, потому что наше телевидение, средства массовой информации не помогают спасению, а наоборот, помогают приходу соблазнов. А помочь – оградить человека от соблазнов – одно из проявлений действенной любви.
- А себя нужно любить?
- Любить в себе образ Божий просто необходимо. Любить – это раскрывать и беречь этот Первообраз. Когда современный мир кричит: ты должен самореализоваться – реализовать свою самость, то разве это любовь? Это – элементарный эгоизм. Православный мир говорит: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Повторюсь, любить себя – это желать себе спасения, раскрывая свое дарование, призвание, служа своими талантами Богу и людям. То есть будучи призванным Богом, делиться с ближними своими дарованиями. Призвание, дарование, талант – это проявление любви Бога к конкретному человеку. А любовь к себе в психологии успеха – достижение признания твоих заслуг другими. Христианская любовь к себе, в первую очередь, заключается в стремлении соответствовать образу Божьему.
- А для повышения духовного уровня со своей эмоциональностью надо бороться?
- Согласно Святому Писанию и Преданию, человек не должен быть теплохладным. У каждого свой темперамент, с которым бесполезно бороться, с ним необходимо считаться. Желательно найти грань между эмоциональностью и душевной устойчивостью, контролируемой эмоциональностью. В этом плане святые отцы учат стяжанию Духа Святаго, обретению истинного внутреннего покоя. Как он достигается? Постом и молитвой. Великий путь – Иисусова молитва, умное делание. А величайшее достижение здесь, как говорят старцы, это самодвижущая молитва – высшая планка умного делания. Конечно, это очень узкий путь, и светскому человеку, не имеющему духовного опыта и духовного руководства, он не под силу. А вот вполне достижимый для нас внутренний покой можно представить как нахождение на дне океана: когда человек смотрит на бушующие житейские волны на его поверхности с многокилометровой глубины. Метровые колышущиеся волны на поверхности – это эмоции человека, а он невозмутимо смотрит на них через толщи океанских вод, оттуда, где царит покой. Поэтому для повышения нашего духовного уровня бороться надо не с эмоциональностью, а со своими страстями. Потому что эмоциональность, помимо проявления физической природы человека, – это еще проявление страстности. Больное самолюбие – больная эмоциональность. Например: одна из страстей ораторских – тщеславие. Человек боится, что его не услышат. Он все время доказывает, что он хороший. Он бурно реагирует на любой выпад, на любую критику… Помимо духовных и душевных причин, эмоциональность напрямую связана с психофизиологией, с телесным устройством, с образом жизни. Конечно эмоциональность – это душевное проявление, не духовное. Гармонизация, целостность, внутренний покой приобретаются, в том числе, осознанными физическими упражнениями. Когда я долго физически не работаю, у меня больше выплеск эмоций. Если разумно нагрузишь себя физически, разнообразишь сферы деятельности, то эмоциональность стабилизируется.
- Как все-таки современному человеку обрести спокойствие?
- Причины беспокойства связаны с глубиной нашей веры. В этой связи выше я уже говорил о духовном наставлении прп. Серафима Саровского о стяжании Духа Святаго. Здесь остановлюсь на борьбе с помыслами. У прп. Нила Сорского в «Уставе скитской жизни» очень хорошо написано о том, как они нас захватывают: прилог – сочетание – сложение – пленение – страсть. Идет постоянная борьба с помыслами. Человеку, находящемуся в миру, говорят, что он должен быть эффективным, соответствовать ожиданиям своих близких, знакомых. Представляете, какая получается колоссальная нагрузка на психику, если постоянно думать, что только от тебя все зависит. Неизменно возникает состояние, что мы что-то не успеваем, не доделываем. Современный человек, когда его ставят в жесткие экономические условия выживания, постоянно думает о хлебе насущном. Какое уж тут спокойствие? И здесь все дело даже не в желании накопить некую сумму на «черный день», а в том, что за житейскими заботами мы часто забываем о главном. Господь говорит: «…всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек…» (Ин. 4:13-14). Мне нравится высказывание из книги приснопамятного Платона архиепископа Костромского и Галичского: «Если желаешь жизни мирной, то предай всего себя Богу. До тех пор ты не найдешь душевного мира, пока не успокоишься в едином Боге, любя Его единого». Посему чтобы обрести спокойствие, нам всем нужно укрепляться в своей вере в Бога. Перед причастием на литургии мы слышим молитвенное пение: «Всякое ныне житейское отложим попечение». Нужно просить у Бога укрепления сил в пути к Нему. А как известно, кто о мирском не просит, того Господь на руках носит.
- А если у человека семья, дети?
- Конечно, надо благословенно и усиленно трудиться, в поте зарабатывать хлеб свой. Достойно христианина содержать свою семью. Но бывают всякие ситуации, особенно у творческих, в чем-то «не от мира сего» людей. Одно время я усиленно искал волю Божью, ездил по монастырям, молился и, внешне казалось, пренебрегал интересами семьи. Тогда мне один человек сказал: «Когда ты один, тебе принадлежит весь мир, когда двое – только половина». Как-то повторил это высказывание своим родственникам, одной паре, которая много перестрадала, когда у них родился сын с пороком сердца. В то время отец больного малыша нашел в себе силы мобилизоваться, заработал огромные деньги, чтобы сделать сыну самую дорогую операцию в США по шунтированию. Их сын прожил 21 год, хотя уже с года был приговорен к смерти. Любящий отец сделал все, что мог: в нашей стране сам заработал немыслимые суммы долларов – для того, чтобы сохранить сына, хотя бы на 21 год. И вот они мне сказали: «Неправильно. Когда ты один, тебе принадлежит весь мир, когда двое – не половина. Когда нас двое, у нас – синергетический эффект, мы сильнее становимся, сливаясь в одно целое, гораздо сильнее… Мы становимся больше, так как создаются новые миры, мы творцы-созидатели». И нечего добавить, когда есть такое понимание…
Что женщина ожидает от мужчины, если она настоящая женщина? Она ждет продолжения рода, устойчивости, некой уверенности в будущем. Любящая жена не требует только материальных благ, она ждет защиты духовной, желает видеть в муже пример настоящей веры в Бога. Ждет слияния в Целое, воссоединения с Богом через любовь. Того слияния с Богом, которое может произойти в семье, как в малой церкви. Ожидает от мужчины осознания того, что только Бог никогда не оставит и не даст креста сверх сил. Здесь, конечно, важно только не злоупотреблять терпением ближних. Надо обязательно понимать, что от спокойствия мужчины, от его уверенности, от его веры в Бога зависит и материальная стабильность в семье. Необходимо все время искать царский путь: и чтобы духовная жизнь не умирала, и чтобы разумный достаток в семье присутствовал. Здесь это вопрос совести, духовной гармонии. А где-то надобно и перетерпеть, понимая, что нужны совместные усилия для сохранения целостности семьи.
Когда я общался с людьми, которые состоялись как личности и получили людское признание, то отметил для себя у них общее качество – они сохранили свою детскость, свою детскую веру в себя, искренность, естественность, непосредственность, стремление не искажать своего ощущения мира. Как у Макаревича: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». Если, «нет – конформизму под мир сей» – согласен. Люди, которые испытывают давление близких, постоянно отстаивают право на свое мироощущение. «Я не смог устоять на счастье, на несчастье своем устоял», – писал один поэт… Когда семья единодушно идет своим благословенным путем, то она получает всё, что Богом приготовлено: и здравие, и спасение, и во всех делах благое поспешение, и материальный достаток, и полезность обществу.

16 мая, 2011 | Раздел Православная страница