Рождество Иоанна Предтечи 7 июля.

7 июля (24 июня по церковному календарю) православная церковь празднует Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
По свидетельству Господню никто рожденный на земле не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. Он родился в правление иудейского царя Ирода у праведных и бездетных до того супругов — священника Захарии и жены его Елисаветы. «Однажды, — говорится в Евангелии, — явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; ибо будет он велик перед Господом». На усомнившегося Захарию, как можно в старости иметь ребенка, Ангел наложил временную немоту, которая прошла, когда Елисавета родила сына. Счастливый отец в хвалебной речи Господу назвал новорожденного Предтечей Иисуса Христа. «Духа святого исполнится еще от чрева матери своей», «многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет перед Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокорливым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный».
Иоанн Креститель был рожден на шесть месяцев раньше Иисуса Христа — в день летнего солнцеворота, совпадавшим с древним языческим праздником Купалы. Само слово «купало» означает сердитое, горячее, кипящее гневом, яркое существо — солнце. Во времена былые наши предки, по своей малой образованности, смешивали языческое с христианским и присоединили праздник Купалы к празднику святого Иоанна Крестителя, дав ему прозвание Ивана Купалы.
В древности суеверные люди в ночь на рождество Крестителя Иоанна собирали разные травы — чертополох, плакун-траву, приписывая им чудесную силу. Особенно искали папоротник, цветущий огненным цветом только будто бы в эту ночь и необходимый при отыскивании кладов. Скатывали с горы зажженное колесо, указывая этим на то, что с этого времени солнце поворачивает на зиму. Предавались разного рода разгульным играм и удовольствиям, боготворили силу воды и теплоту солнца и верили, что этот Купала сокрыт и в воде, и в огне, и в травах.
Все эти и многие другие обычаи, обряды и верования в некоторых местностях существуют и в настоящее время, и для искоренения этих суеверий, унизительных для христиан и оскорбительных для памяти Крестителя Господня Иоанна, требуется много усилий и трудов, образования и культуры человека.
Отмечая христианские и языческие элементы народного восприятия праздника, нельзя не обратить внимания на то, что личность самого Иоанна Крестителя русские люди воспринимали также, как и христианская Церковь. В церковно-служебных книгах его называют светом, звездой, предшествующей солнцу, то есть Иисусу Христу.

Совсем недавно наша семья потеряла отца. Как помочь маме пережить смерть близкого человека? (Александра, Мариуполь)

Дорогая Александра!
Как бы мы ни готовились к уходу близкого человека, смерть всегда наступает внезапно. Не зря же в народе говорят, что «горе слишком широко, чтобы его обойти, слишком высоко, чтобы его перепрыгнуть, и слишком глубоко, чтобы под ним проползти; через горе можно только пройти».
Конечно, боль утраты со временем притупляется. Происходит это во многом благодаря постепенной смене прежнего уклада жизни. Но бывает и так, что оставшийся родственник не может изжить горечь потери самостоятельно, а его состояние постепенно перетекает в устойчивую депрессию, требуя посторонней помощи и серьезной внутренней работы над собой.
Как известно, первая стадия переживаний – это шок. От шока человек словно каменеет и выглядит внешне безучастным. И если не дать нахлынувшим эмоциям вылиться наружу, то душа его не сможет в полной мере очиститься от переживаемого горя. Поэтому на данном этапе слезы играют очень важную роль. Если вспомнить историю Древнего мира, то мы увидим, что на церемонию похорон приглашались специальные женщины – плакальщицы. Помимо подчеркивания социального статуса умершего, они выполняли еще одну важную миссию – позволяли всем присутствующим выплакаться, в результате чего у членов семьи наступало некоторое облегчение и избавление от шока. Особенно важны были причитания-прощания у смертного одра. Эти причитания весьма характерны для России: до сих пор родственники таким плачем выражают свои искренние чувства к ушедшему в мир иной. Он, если хотите, очерчивает т.н. «пространство боли» и направляет шоковую реакцию в определенное русло. Обычно после причитания люди довольно быстро возвращаются к адекватному состоянию, и это позволяет им в дальнейшем успешно проходить следующие стадии на пути к изживанию горя.
Уходя, человек как бы сливается с окружающим миром, становится частью его, растворяется во внешней среде. Понимая это и чувствуя духовную связь с ним, мы можем помочь себе и другим быстрее преодолеть кризис. Замечено, что гораздо легче смерть близких дается верующим людям. «Он ушел», «его душа обрела покой», «Господь забрал его к себе» – примерно такие слова мы слышим в тех домах, где о вере в Бога знают не понаслышке. И смерть здесь не горе, а некое таинство, переход в мир иной, рождение к новой жизни, воссоединение с Творцом.
Огромную роль для скорбящего играет активное взаимодействие с окружающими. Погружаясь в другое пространство – пространство общения с другими – мы невольно меняем свое отношение к действительности и вдруг начинаем понимать, что жизнь не стоит на месте, постоянно наполняя наше собственное существование новым смыслом, новыми надеждами и планами на будущее. Считается, что в этот период особую ценность представляет общение с детьми: их непосредственность и неумение подолгу зацикливаться на своих печалях согревают душевным теплом и придают новых сил для жизни.
Очень важно, чтобы скорбящего человека окружали те, кто умеет по-настоящему слушать, сочувствовать и сопереживать. Когда-то еще великий Тютчев сказал: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, – и нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Такое слушание и сопереживание подобно грузу, взятому с плеч усталого путника и переложенному на собственные плечи.
Утешая кого-то, следует помнить, что нельзя ускорять или тормозить ход изживания горя. Очень точно высказался доктор А.В.Гнездилов, много лет посвятивший изучению данной проблемы: «Самое интересное заключается в том, что если ты переживаешь горе конструктивно, страдая открытой душой, – оно становится богатейшим духовным опытом». По-моему, точнее не скажешь!
Многим из тех, кто утратил близкого человека, помогает, когда они пишут письма своим усопшим, делясь своими переживаниями, прося прощение и т.д. Кто-то даже сочиняет объемные труды или книги, посвященные ушедшему в мир иной, а кому-то становятся близкими идеи милосердия и благотворительности. И это уже вопрос, относящийся к переводу деструктивного (разрушительного) горевания в конструктивное (созидательное). Ведь горе заставляет искать собственную вину в смерти другого человека. Находя работу для своей души, мы преодолеваем чувство вины и находим новую сферу применения своей любви.
И еще. Ношение определенной одежды и соблюдение траура с давних времен не только одобрялось обществом, но и создавало некую официальную возможность для человека постепенно изживать свое горе. Сейчас же, когда традиции размыты или вовсе утеряны, люди не успевают правильно горевать, пряча свои чувства от окружающих и задвигая их вглубь себя. Но ложные маски тем и страшны, что надев их в угоду новым веяниям в обществе, мы рискуем остаться один на один со своим неизжитым горем и неразрешенными духовными и психологическими проблемами. Поэтому психологи советуют нам оставаться самими собой.
И в то же время не стоит забывать о том, что жизнь — это ритм: как вдох-выдох, день-ночь, прилив-отлив. В народе бытует выражение: нельзя жить прошлым, надо жить дальше. И очень важно, чтобы после преодоления боли от потери близкого мы вновь возвращались к тем, кто еще рядом, к тем, кто нуждается в нас и ценит каждую минуту, проведенную возле нас.

Все традиционные конфессии учат прощению. А в чем заключается психологическая польза в умении прощать, если человек не относит себя к числу верующих? (Дмитрий, Глухов)

Уважаемый Дмитрий!
Нам порой бывает трудно просить прощения у другого человека за наши собственные промахи. Но, оказывается, еще сложнее простить того, кто нанес обиду и причинил боль. Интересно на сей счет высказался психолог Роберт Инрайт: «Простить – это отказаться от обиды, на которую вы имеете полное право, и предложить тому, кто вас ранил, дружелюбное отношение, которого он не заслужил».
Прощение для истинно верующего человека – естественная потребность души и необходимый шаг в его духовном росте. Например, в православном христианстве есть т.н. Прощеное воскресение, предшествующее Великому посту и призванное напомнить о том, как важно не только просить прощения, но и уметь прощать.
В обыденной жизни все обстоит несколько иначе: прощая кого-то, мы разрешаем для себя ряд внутренних и внешних конфликтов, стремимся вернуться к прежнему – психологически комфортному – состоянию.
Надо заметить, что слово «прощение» созвучно словам «упрощение» (упрощение ситуации) и «прошение» (обращение с просьбой). Владимир Даль считал, что слово «прощать» означает «делать простым от греха, вины, долга», «освобождать от обязательства, кары, миловать». А вот слова «месть» и «мщение» приближены по значению к словам «вместо» (вместо прощения) и «мучение» (отягощение себя).
Сила внутренних переживаний и внешних проявлений процесса «борьбы с обидой» во многом зависит от особенностей нашего характера, темперамента и воспитания. Нередко мы, пытаясь подавить душевную боль, загоняем ее внутрь себя и вроде бы «забываем» о ней. Но облегчения при этом не чувствуем, поскольку любое напоминание о прежней ситуации вновь и вновь пробуждает в нас чувство былой обиды. О чем это говорит? Верно, о том, что мы на самом деле так и не простили!
К сожалению, сейчас многие считают, что простить (или, как раньше говорили, «дать прощение») – значит позволить еще больше унизить себя. Кто-то сознательно не стремится прощать, желая оставаться хозяином положения и в любой удобный момент напоминает другому о его прежнем проступке. А иногда мы начинаем «виноватить» и вовсе непричастного к нашим проблемам человека. Просто потому, что своей собственной вины признавать не хотим, а житейская логика подсказывает, что без виновного здесь не обошлось. В итоге, рвем родственные связи, ссоримся с друзьями, прекращаем общение со знакомыми или соседями. И все это по причине внутренней лености или отсутствия желания разобраться в сложившейся ситуации.
И действительно, многие из нас ждут, когда обидчик осознает свою вину и попросит прощения. Но как быть с теми людьми, которые обидели нас ненароком, так и не поняв, что их поступок причинил нам боль? Или как, например, простить уже умершего человека (ведь он-то точно уже никогда ни о чем не попросит)? Психологи считают, что процесс настоящего прощения запускается лишь тогда, когда мы вдруг понимаем, что этот шаг очень важен для нас.
И если мы хотим настоящего душевного комфорта, имеет смысл настроиться на долгую и упорную работу над собой. Ведь переживания, не найдя выхода, начинают разрушать нас психически и физически. Большинство т.н. соматических (телесные. – прим. Сергея Саратовского) заболеваний связаны именно с нашим неумением прощать, и шлейф прежних обид тянется за человеком, становясь основной причиной депрессивных состояний и физического недомогания.
Процесс прощения, основанный на истинном стремлении найти выход из кризиса, состоит из серии этапов.
Первый этап прощения специалисты называют «открытием». На этой стадии потерпевший человек начинает сомневаться в существовании справедливости и нередко дает волю своим негативным чувствам – злости, гневу и отчаянию.
Следующий этап – «принятие решения». Теперь человек понимает, что его обида не только не помогает избавиться от боли, но и еще больше вбивает клин между ним и окружающим миром.
Далее – «действие». Здесь включаются все защитные психологические механизмы и особенности нашей личности: мы пересматриваем прежний взгляд на ситуацию, пытаемся понять причины, приведшие обидчика к такому поступку.
Последний этап называется «результатом». Только на этой стадии человек принимает окончательное решение о своем отношении к прежней ситуации. Жизнь входит в привычное русло или, благодаря перенесенному потрясению, обретает новый смысл. Именно на данном этапе злость уступает место спокойствию, появляется лояльность к обидчику.
И лишь после этого можно считать, что процесс прощения успешно завершен.

30 июня, 2011 | Раздел Православная страница