История жизни на земле

Согласуются ли Откровение и наука?
Автор: кандидат геолого-минералогических наук И. Ю. Бугрова с соавторами

Дискуссии о соотношении библейского повествования и научных данных об истории нашей планеты не прекращаются с самого возникновения христианства. Между тем, по учению Православной Церкви, Священное Писание и окружающий нас мир имеют один Источник — Творца. В чем же дело? Кто прав?
Авторы этой небольшой статьи — люди, профессионально занимавшиеся наукой. Нам хотелось по-честному, без натяжек в религиозной и научной сферах, разобраться, как разрешаются вопросы, возникающие при сопоставлении данного в Писании откровения и научных данных.
Православная концепция истории жизни
В науке подтверждением достоверности экспериментальных фактов служит воспроизводимость гипотез — соответствие наблюдаемым в природе явлениям, внутренняя непротиворечивость, согласие с законами природы, возможность на основе этих гипотез делать прогнозы. В православном богословии тоже есть критерий проверки знания на истинность — соответствие Священному Писанию и толкованиям на него святых отцов Православной Церкви. О своих толкованиях Священного Писания святые отцы свидетельствовали, что слова эти внушаемы были Святым Духом. Они пребывали в эти моменты в таком состоянии, что сверхъестественным образом могли созерцать создающийся или только что созданный мир. Такого рода знание — откровение от Бога, и знания более истинного нет. Пример тому — слова Ефрема Сирина: «Читал я начало этой книги, и вникал в каждую ея букву и в каждый стих, постепенно возводящий в высоту… А как скоро дошел я до стиха, где пишется история рая, тогда увлек он меня из среды книги и перенес в лоно рая… И мостом к раю и дверью в него была для меня эта книга, прошел я мост и вступил в рай; око оставалось вне, а ум вошел внутрь; и начал я доведываться о том, чего не написано… Духовным оком воззрел я на рай» (св. Ефрем Сирин. О Рае).
Если провести сопоставление слов святых отцов, толковавших книгу Бытия — Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Ефрема Сирина, Макария Великого, Симеона Нового Богослова и др., складывающихся в величественную картину божественного творения, можно сформулировать ряд положений, о которых они согласно свидетельствуют (в цитатах мы будем лаконичны, а интересующихся читателей отошлем к книге Серафима Роуза: «Бытие: Сотворение мира и первые ветхозаветные люди» и сборнику «Шестоднев против эволюции»):
1. Мир был создан за шесть творческих актов — «дней»
«Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание; непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжение шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное» (св. Ефрем Сирин. «О Рае»).
«Шесть дней творения не означают… такого продолжения времени, в котором бы вещи, по законам только природы, образовались и раскрылись из сотворенных в начале неба и земли; потому что в таком случае не можно было бы сказать, что Бог окончил дело Свое днем седьмым и почил. Итак, дни творения показывают истинный порядок непосредственных действий Творческой силы, совершившихся в определенное время» (свт. Филарет Московский. «Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия»).
2. В третий день творения появились все роды растений, в четвертый — светила, в пятый — все роды рыб и птиц, в шестой — остальные роды животных и человек (сотворен отдельно!); в каждом акте творения организмы появлялись практически моментально и потом существенно не менялись.
«Да прорастит земля былие. И земля, соблюдая законы Создателя, начав с ростка, в краткое мгновение времени прошла все виды возрастания, и тотчас довела прозябания до совершенства. Луга наполнились изобильною травою; плодоносные равнины, воздымаясь от жатв, в колебании класов, сохранили подобие волнующего моря. Всякая зелень и всякий род овощей, все, что растет кустарником, и что приносит стручковые плоды, во всем изобилии явились тогда на земле… Но сказано: И древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. По сему глаголу сгустились кустарники, выбежали из земли все деревья, обыкновенно достигающие чрезвычайной высоты, — ели, кедры, кипарисы, певги; все мелкие деревья сделались вдруг ветвистыми и густыми; явились употребляемые для венцов растения — розы, мирты и лавры. Ничего этого прежде не было на земле, и все в одно мгновение времени пришло в бытие, с принадлежащим каждому свойством…» (свт. Василий Великий. «Беседы на Шестоднев», Беседа 5).
«Вышло повеление, и воды тут же начали рождать; реки стали производить; озера животворить; и само море стало плодить различные виды пресмыкающихся… Не записать нам множества имен всех тех видов, которые Божественным повелением были оживотворены в одно мгновение. Одновременно были приведены в бытие вещественная форма и принцип жизни… И кит, и лягушка были приведены в бытие в одно и тоже время, одной и той же творческой силой» (Амвросий Медиоланский. «Шесть дней»).
«Когда, по собрании вод во второй день, составились реки, явились источники, озера и болота: тогда воды, рассеянные по всей вселенной, по слову Божию, породили из себя гадов и рыб: в безднах сотворены киты, и среди волн в то же время воспарили в воздух птицы» (св. Ефрем Сирин, «Толкование на книгу Бытия»).
«Представь глагол Божий, протекающий всю тварь, некогда начавшийся, до ныне действенный и готовый действовать до конца, пока не скончается мир… так и природа существ, подвигнутая одним повелением, равномерно проходит и рождающуюся, и разрушающуюся тварь, сохраняя последовательность родов посредством уподобления, пока не достигнет самого конца; ибо коня делает она преемником коню, льва — льву, орла — орлу, и каждое животное, сохраняемое в следующих одно за другим преемствах, продолжает до скончания вселенной. Никакое время не повреждает и не истребляет свойств в животных. Напротив того, природа их, как недавно созданная, протекает вместе со временем» (свт. Василий Великий, «Беседы на Шестоднев», Беседа 9).
Земля
Земля, я на коленях пред тобою.
Прости за то, что мы творим порой!
За ядерные взрывы под водою,
Озоновые дыры над тобой.
Прости планета милая, родная
Своих детей и палачей своих.
Я сердцем вижу, как ты, умирая,
Нас не прощаешь, а реально, мстишь.
Ты мстишь нам за поруганные реки,
За умирающие грязные моря.
За родники, пропавшие навеки.
Планета беззащитная моя!
О, человеки! Наш великий разум,
Стремительно несет нас прямо в ад.
И бесполезно нам кричать всем разом
В недоуменье: «Кто же виноват?»
И призывать остановиться смысла нет.
Запущена погибели спираль.
Мелькают лишь спасательные мысли.
Неудержимо время мчится вдаль.
Горят пожары, льют дожди стеною.
А сколько жизней смерчи унесли?!
Я верю, взявшись за руки с тобою,
Планету б мы от гибели спасли.
И нас услышит разум Вездесущий
Простит планета нам, и будем жить!

Татьяна Благодарная-Шугар

25 ноября, 2011 | Раздел Православная страница