Как научиться иисусовой молитве

Издание Свято-Введенской Оптиной пустыни
При совершении молитвы Иисусовой необходимо внимание — заключение ума в слова молитвы, крайняя неспешность при произнесении ее и сокрушении духа.
Хотя эти условия необходимы при всякой молитве, но удобнее сохраняются и более требуются при совершении молитвы Иисусовой. Молитва Иисусова есть самое многоплодное из всех душевных действий. Сила и достоин¬ство этой молитвы заключаются в святейшем имени Господа Иисуса Христа. Молитву Иисусову нужно про¬износить весьма неспешно. Делай после каждой молитвы краткий отдых и тем способствуй уму сосредоточиваться. Безостановочное произнесение молитвы рассеивает ум. Пе¬реводи дыхание с осторожностью, дыши тихо и медленно, это охраняет от рассеянности. Склоняясь ко сну, твори молитву Иисусову и засыпай с нею. Приучи себя так, чтобы проснувшись от сна, первою твоею мыслию, первым словом и делом была молитва. Постарайся столько приучиться к молитве Иисусовой, чтобы она сделалась твоею непрестанною молитвою, для чего она очень удобна по краткости своей. Св. отцы сказали: «Всякий христианин, тем паче инок, должен, употребляет ли пищу и питие, пребывает ли в келий, или находится на послушании, непрестанно должен вопиять: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Новоявленный угодник Божий, преподобный Серафим Саровский, говорит: «Монах, не имеющий Иисусовой молитвы, есть обожженная головешка». Стало быть, по его святому разуму, тот вовсе не монах, кто не занимается Иисусовой молитвой, которая действительно сияла, по словам старца Паисия, в древнем монашестве, как полуденное солнце в силе своей. Но теперь этого нет… Теперь, скажут, старцев нет! Да откуда им и взяться, когда ныне хороших послушников очень мало. Св. Симеон Новый Богослов говорит, что в монастыре занимающихся Иисусовой молитвой нужно сравнивать с драгоценными камнями и бисером. Афонские старцы сказали, что таковые привлекают на обители Божие благословение, и ради них они процветают славою, богатством, миром, любовью и единодушием. А прочих, чуждых сотворению молитвы, называют только грудою простых камней. Но и таковые не должны приходить в уныние, ибо и простые камни имеют свою ценность и нужны на своих местах: кто не может быть блаженной Марией, сидящей всегда при ногах Иисуса, тот будь благоразумной Марфой, которой хлопотливые труды и любовь Бог не презрел, как и вдовицы две лепты

О СИЛЕ МОЛИТВЫ
Из книги «Рассказы Странника»

1. Молитва сильна и могущественна; молись и делай, что ты хочешь, и молитва возведет тебя к правильному и праведному деланию. Молись, и мысли все, что хочешь, и мысль твоя очистится молитвою. Молитва даст тебе просветление ума, утешит и отгонит все неуместные помыслы. Это утверждает св. Григорий Синаит: «Если хочешь,— советует он, — прогнать помыслы и очистить ум, молитвою прогоняй их, ибо кроме молитвы ничем не можно удержать мысли». Об этом также говорит и св. Иоанн Лествичник: «Иисусовым именем побеждай мысленных врагов, кроме сего оружия не найдешь иного».
2. Молись и делай, что хочешь, и дела твои будут богоугодны и для тебя полезны и спасительны. Частая молитва, о чем бы она ни была, не останется без плода (говорит Марк Подвижн.), ибо в ней самой есть сила благодатная. «Свято имя Его, и всяк, иже призовет имя Господне, спасется».
3. Молись и не старайся только своей силой побеждать страсти. Молитва разрушит их в тебе. Св. Иоанн Карпафский учит: «Если ты не имеешь дара воздержания, то не печалься. Бог требует от тебя прилежания к молитве, и молитва спасет тебя».
4. Молись и не опасайся ничего, не бойся бед, не страшись напастей; молитва защитит, отвратит их. Вспомни утопавшего — маловерного Петра; Павла, молившегося в темнице; инока, избавленного молитвою от искушения, и т. п. случаи, это подтверждает силу, мощность и всеобъемлемость молитвы во имя Иисуса Христа.
5. Молись, хоть как-нибудь, только всегда, и не смущайся ничем, будь духовно весел и покоен; молитва устроит все и вразумит тебя,— помни, что о силе молитвы говорят святые — Иоанн Златоуст и Марк Подвижник; первый утверждает, что «молитва, хотя бы приносилась от нас, наполненных грехами, тотчас нас очищает!»…, а второй так об этом говорит: «…как-нибудь состоит в нашей силе, а молиться чисто — есть дар благодати». Но без первого невозможно достигнуть второго. Итак, что в твоей силе, тем пожертвуй Богу, это возможно для тебя, и Божия сила прольется в твое сердце, и молитва сухая и рассеянная, но чистая всегда, обретя навык и обратясь в природу, сделается молитвой чистой, светлой, пламенной и должной. «Для богоугождения ничего более не нужно, как любить, — люби и делай все, что хочешь»,— говорит блаженный Августин, а молитва есть излияние и действие любви, то поистине о ней можно сказать так, что для спасения ничего более не нужно, как всегдашняя молитва. Молись и делай что хочешь: святые трудились в различных монастырских послушаниях и достигли своей желанной цели — молитвы. Молись и делай, что хочешь, и ты достигнешь цели молитвы: если искренне хочешь понести иго Христово, то приобретешь и ты освящение… Теперь видишь ли, сколько глубоких мыслей сосредоточивается в этом мудром изречении: «Люби и делай, что хочешь. Молись и делай, что хочешь…». Как отрадно и утешительно все сказанное для грешника, отягченного слабостями, для стонущего под бременем воюющих страстей!… Молитва — ей все дано, как всеобъемлющее средство к спасению и усовершенствованию души… Так! Но с именем молитвы тесно связано здесь и ее условие: «…непрестанно молиться»,— заповедует слово Божие. Следовательно, молитва тогда явит вседей-ствующую силу и плод, когда будет производима часто — непрестанно — как прекрасно выразился об этом один соловецкий подвижник «Мельзи», т.е. «сбивай хорошенько млеко и будет масло»,— произноси подольше молитву хотя устами, тогда заговорит само сердце. Ибо частота молитвы, т. е. непрерывность говорить известное время, безусловно принадлежит нашей воле; тогда как чистота, усердие и совершенство молитвы есть дар благодати. Итак, друзья мои и сестры во Христе, будем молиться, как можно чаще, посвятим всю жизнь нашу молитве, хотя и полной развлеченной в начале. Частое упражнение молитвой научит внимательности, количество непременно приведет к качеству. Чтобы научиться что-либо хорошо делать, надобно делать это как можно чаще, сказал один опытный молящийся. Многие духовники предлагают различные средства для борьбы с леностью и для возбуждения прилежания к молитве. Например: 1) твердо убедить надо себя, что Бог безусловно требует от нас молитвы и Слово Его везде об этом говорит. 2) Посто¬янно должно помнить, что по лености и небрежению о молитве нельзя успевать в делах благочестия и приобре¬сти покой и спасение; а потому и неминуемо должно будет подвергнуться за это как наказанию на земле, так и мучению в вечной жизни. 3) Должно воодушевлять решимость свою примерами угодников Божиих, которые все путем непрестанной молитвы достигали совершенства, освящения и спасения. И твердо помнить, что за леность к молитве понесем наказание, ибо все угодившие Богу усердно и непрестанно молились. Как научиться молитве? Трудись и молись: молитва сама родится, но только узнай ее необходимые принадлежности, без которых она неполез¬на, и может повредить порождением гибельной гордости; нужно прежде всего смиренное знание о себе и сокру¬шенное о грехах своих, сердце многострадальное, плачу¬щее, чающее Христова утешения. Молитва должна исходить от покаянных чувств и глубокого сознания своей греховности и своей пред Богом постоянной виновности.

10 декабря, 2011 | Раздел Православная страница