ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

1. О Боге самом в Себе и по отношению к тварям преимущественно к человеку.
На всем видимом написано свидетельство о Невидимом (Рим. 1. 20).
Небо, земля, море. словом весь этот мир есть великая и преславная книга Божия, в которой открывается самым безмолвием проповедуемый Бог (Св. Григор. Богосл.). Один философ спросил св. Антония, который не умел ни читать ни писать! “в какой книге почерпнул ты сведение о высоких истинах, проповедуемых тобою”?-Св. Антонии, не говоря ни слова, одною рукою указал на небо, а другою на землю.
Зрение бесчисленных чудес, видимых на небе и на земле, есть книга, которую каждый читать может, которая днем и ночью проповедует величие Божие людям, самым ограниченным в понятиях.
Подите как-нибудь по узкой тропинке; к полю, усеянному пшеницей, рассмотрите колосья; видите эту легкую кожицу (плеву), которая их обвивает длинные ости, который их защищают: это для того, чтобы сберечь их от губительного влияния солнца; видите эти зеленые листочки, распространяющиеся около картофеля: это для того, чтобы сохранить сырость, нужную для его совершенного утолщения; видите и ядро под скорлупою, которая его защищает. Кто так охраняет эти колосья? Кто закрывает это зерно?
Кто устроил ресницы над глазом человека для защищения его от солнечного блеска? Не Бог ли, бытие разумное? -Можно ли в присутствии таких доказательств отрицать Его предусмотрительность и благость?
Каждая тварь выражает собою мысль Божию. Я мысль Божия совершенна, полна, следовательно и каждая из тварей, по своему виду и роду, заключает в себе все совершенство и всю полноту. Правда, мы называет, некоторых из тварей гадкими – так, по привычке. Но это очень глупо. Вникни, рассмотри организм этих. невидимому, гадких тварей, и ты удивишься чудному их устройству. Даже, можно сказать чем ничтожнее, чем едва заметнее для глаз наших что-либо из рода пресмыкающихся, или насекомых, тем более оно имеет в себе совершенства. Мы мало знаем природу, оттого так поверхностно и судим о ней. Нет, когда говорится; дивен Ты. Господи и дивна дела Твои, так это потому именно сказано, что всякая тварь в своем роде совершенна, что каждая из них находится в тесной связи с прочими тварями, и создана для известной необходимой цели (Иннокен. Apхиеп. Херсон.).
В образовании червя и мошки видно несравненно более искусства, нежели в лучших произведениях ума человеческого. Многие сооружают великолепные здания, изобретают удивительные машины, строят огромные корабли: но сильнейшие и остроумнейшие из них могут ли образовать ползучее насекомое, летающую птичку, зеленеющую травку или даже составить одну песчинку?
Воистину велик Бог! И Един Он велик и в великом и в малом земли (Филар. М. Москов.).
При видимых. осязаемых так сказать, доказательствах бытия Божия в окружающей нас природе, возможно ли довольно надивиться безумию (Пс. 13 1) атеистов, отвергающих бытие Божие, или материалистов, готовых лучше самую природу Боготворить, чем признать и почтить действительного Его, Виновника, Творца и Хозяина?
Отрицание Бога заключает в себе вполне нелепое предположение: оно, строго говоря, есть не что иное, как необычайное самообольщение. Прежде, чем кто-нибудь может сказать: “мир без Бога”, он должен узнать весь мир; он должен исследовать вселенную, со всеми ее солнцами и звездами, историю всех времен, пройти всю область пространства и времени, чтобы мог со всею основательностью” сказать: “нигде я не открыл следов Бога”. Чтобы можно было с решительностью сказать: “не существует никакого Бога”, нужно быть всеведущим и всемогущим, то есть нужно быть самому Богом. Если возможно то мнение (материалистов), будто какие-то твердые и неразделимые тела, увлекаемые неизвестною силою и тяжестью, стремились вниз и случайным столкновением их произведен этот благоустроенный и прекраснейший мир,- то почему то допустить и того, что стоит только высыпать на землю бесчисленное множество отлитых из золота букв Латинской азбуки, и из них составятся летописи Энния? Но не знаю, может ли случай таким образом сложить хотя один стих? (Цицерон)
Если столкновение атомов (по мнению материалистов) могло произвести целый мир, то почему же не хочет составить оно одного храма, или дома, или города, – что было бы гораздо проще и легче? (Он же). Христианин! Если звездам служащие научились звездою кланяться единому истинному Богу (Mф. 2, 1-11), то тем более покланяйся Ему ты, тогда смотришь на солнце, луну и звезды.
Если бы Савская царица, по прибытии своем в столицу Иудеи, занявшись рассматриванием драгоценных редкостей, не обратила внимания на Соломона Царя, украшенного мудростию, то как не извинительно было бы ее равнодушие!- Тем более недостоин извинения человек, живущий в этом мире и занимающийся всеми предметами, кроме Бога, Источника всякого блага в премудрости! Хороши создания все хороши весьма, но несравненно лучше Создатель, Который их хорошими сотворил (св. Тихон Задон.). Если будешь, согласно Писанию. содержать в уме, что по всей земли судьбы Господни, (Пс. 104, 7), то всякий случай будет для тебя учителем
Богопознания (Св. Марк Подвижн.). Все мы веруем, что Бог силен, и веруем, что для Него все возможно: но ты и я в своих делах должны иметь веру в Него, потому что и в тебе Он творит чудеса (Авва Евпретий). Надобно возлюбить пути Господни, и они сделаются для нас приметны (Филар. Apхиеп. Черниг.). Пути Провидения покрыты мраком, и непостижимы разуму судьбы Его; но муж доброделающий познает их (Авва Евагрий). Бог открывает Себя не остроте ума, но чистоте сердца: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Mф. 5, 8), сказал Богочеловек.
Чтобы зреть пути Промысла Божия, надобно самому быть близким к Промыслу Божьему (Филар. Apхиеп. Черниг.). Как нельзя видеть солнца без самого солнца, так равно невозможно познать Бога без Самого Бога (Прот. П. Соколов). Нет ничего беднее ума, который без Бога любомудрствует о Боге. Не говори о Боге ничего такого, чему ты не научился от Него Самого.
Весьма опасно говорить о Боге, что сам вздумаешь, как бы то ни представлялось истинным, истинное слово о Боге есть только Слово Божие. Стремясь снискать высокое ведение о Боге, человек непременно должен ходить во свет Его Откровения, чтобы, по мечтам своего воображения, не составить о Верховном Существе понятий, недостойных Его величия и святости и не подвергнуться за то строгому осуждению, какое Сам Бог изрек грешнику: «Вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен” (Пс. 49, 21). Не безопасно плавать в одежде, не безопасно и касаться Богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть (Св. Иоанн Леств.). Если Моисею запрещено было подходить к горящей купиве, не снявши прежде сапогов: «То как можешь ты приблизиться к Богу, не освободившись предварительно от чувственных привязанностей»? Кто не имеет смирения с глубоким самоуничижением, тот не может рассуждать о величии Божием. Того, что есть Бог, не могут знать не только Пророки и Апостолы, самим Богом просвещенные люди – но даже Ангелы и Архангелы-существа самые приближенные к Богу.
Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум не вмещал совершенно, ни голос не обнимал Божией сущности (Св. Григор. Богосл.).
Шуберт рассказывает, что одна девушка впала в падучую болезнь от упрямого желания своего открытыми глазами смотреть на полуденное солнце.
Не подобным ли образом страждут те дерзкие умы, которые усиливаются постигнуть Непостижимого?
Каким умом человек постигнет Бога, когда он еще не понимает самого ума, которым хочет постигнуть? Если то, что Бог есть (существует), принимается второю (Евр. 11. 6), а не постигается разумом, то возможно ли постигнуть разумом то, что Он есть? (св.
Златоуст). Слово о Боге чем совершение, тем непостижимее (Св. Григор. Богосл.).
Нет имени, которое бы вполне могло выразить Бога; так нельзя постигнуть Его всего (св. Златоуст). Мы должны радоваться тому, что Бог непостижим. потому что Он будет предметом познания чрез всю вечность. Если бы ум понял Его, то остался бы без действия, а это для него – мука (Иннокен. Архиеписк. Херсон.). Не столько вдавайся в глубокие наследования о Боге, сколько старайся подражать Ему (Св. Григор. Богосл.). Самое простое доказательство пищи во всех живых существах есть в голоде, так самое сильное доказательство бытия Божия есть стремление всех добрых сердец к Богу. Бог есть центр наш, и вне Его мы так же мало спокойны, как рыба вне воды, и как вывихнутый член вне своего места. Наш дух от Бога и в Боге только может найти для себя успокоение и блаженство. Телу дает жизнь душа, душе – Бог. Следовательно, истинно живет только та душа, в которой по благодати духовно обитает Бог. Как тело, разлучаясь с душою, умирает; так и душа умирает вне общения с Богом (Блаж. Августин).

Посмотрите на растение, именуемое подсолнечником: что такое влечет его к солнцу, так что оно всегда преклоняется на ту сторону, где солнце? – В солнце жизнь растения. Когда же подсолнечник не обращается к солнцу, то это знак, что корень его подточен червем и растение засохло. Посмотрите на пылающий огонь, от чего он все стремится кверху? От того, что его стихия выше земли. Когда же огонь не стремится кверху, – то знак, что он не имеет пищи и угасает. Так и у Христианина тот в огне любви Божественной, о котором говорит Иисус Христос (Лук. 12, 49), и который всегда должен стремиться в нем и его устремлять выше всего земного к Богу, есть истинный признак жизни духовной; а где этот огнь угас, там нет и сей жизни.
Бог – вот первое и последнее благо нашей души!
Что это значит, что никакая земная вещь, ни честь, ни богатство, ни таланты, ни знания не удовлетворяют нашему сердцу? Что значит, что мы среди земного счастья чувствуем пустоту души нашей? – Это выразительный голос сердца, говорящий: человек, не ищи удовлетворительных благ на земле, в сей юдоли суеты и тления: твое блаженство в едином Боге! К Нему обращай все твои желания, в Нем ищи постоянного наслаждения к успокоения (Иаков Apхиеп. Нижегор.).
От чего скучают иные? От того, что не напали на предмет, который занимал бы их всесторонне и насыщал вполне. Такой предмет один: Бог и судьбы правды Его. Отдайте Ему свой труд, время внимание, и вам некогда будет скучать; напротив, будете как в раю, потому что с радостию богомыслия и славословия ничто не может сравниться. Испытав это, св. Отцы все время посвящали на то; на том же основании и Св. Церковь заповедала многократно в день собираться на молитву (Феофан Еп. Владим.) Нет ничего более великого, как человек с Богом, и нет ничего более ничтожного как человек без Бога. Ты – уголь, человек! Бог-пламень твой и свет. Истинная и совершенная радость бывает только у тех людей, в которых Бог обитает. Кто имеет в себе Бога, тот все имеет, хотя бы и всего на свете лишился (Адриан Югский). С Богом жить и в несчастии есть счастье. С Богом быть на всяком месте дом и отечество есть; без Бога же не дом не отечество есть ссылка и плен (Св. Тихон Задон. С Богом в бедах на страданиях и в самом аде – добро (хорошо): без Бога и самый рай и небо есть ничто (Он же) С Господом везде рай; без Него всюду ад и безотрадное крушение духа. С Богом быть и в аде рай; без Бога быть и в небе мучение (Св. Тихон
Задон.) О вы, рассказывающие мне об утехах рая, говорил один философ; не рая ищу я, но Того, Кто создал рай (Огюст Николь).
Ищи Бога, но не ищи где обитает Он (Авва Сисой).
Ищи Того везде. Который везде есть.
Бог везде: Он и на высоте небес, и в глубине нашей души.
Вознеситесь на самую дальнюю высоту, убежите в самые отдаленные места, снизойдите в самые глубокие недра земли, сокройтесь в самом непроницаемом мраке, – везде вы будете пред очами Бога. Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу (Пс. 138, 7)?
Бог есть круг коего средоточие везде, а окружие нигде (Филар. М.
Москов.) Бог все наполняет, и вне всего существует (Св. Иоанн Дамаск.). Во всяком месте находится Бог, но ни в одном не заключается (Св.Кирилл Иерусал.). Бог весь везде, весь во всем, равно в великом и малом, и весь выше всего (Св. Иоанн Дамаск.). До Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко, потому что Он вездесущ, и потому ближе к тебе, нежели твоя душа к твоему телу: только умей найти эту близость верою и молитвою. Близ Господь всем призывающими Его во истине (Пс. 144, 18). (Филар. М. Московский). Бог всегда близок к человеку по Своему вездесущию, а человек не всегда близок к Богу по своей ограниченности, невниманию, рассеянности (Он же). О, душе моя! Бог всегда с тобою, а ты живешь, как бы Он был весьма далек от тебя.
От нас зависит быть далеко от Бога, а Он всегда находится близко.
Быть близко иди далеко от Бога зависит от самого человека, потому что Бог везде (св. Златоуст). Если к человеку доброму не может быть близок тот, кто отличается от него своими нравами (Прем. 2, 15), то тем более к Богу (Он же) Бог приближается к нам, когда мы к Нему приближаемся. Аще кто отверзает двери, говорит Он, вниду к Нему (Апок. 3, 20). (Филар. Apхиеп Черниговский).Для того, чтобы с нами был Бог, надобно, чтобы мы были с Ним (Филар).

17 августа, 2012 | Раздел Православная страница