Лучше много прощать, чем много осуждать

Оскорбил ли тебя кто? Молчи, благословляй, если можешь; таким образом ты возвестишь Слово Божие, научишь кротости, внушишь смирение (Иоанн Златоуст).
Человек, простивший ближнему, не может не получить совершенного прощения (от Бога), потому что Бог несравненно человеколюбивее нас (Иоанн Златоуст).
В подражание Богу будем и мы благотворить врагам; не отвергнем тех, кто ненавидит нас (Иоанн Златоуст).
Любовь к врагам есть любовь к Богу, даровавшему заповеди и законы, есть подражание Ему. Знай же, что, оказывая благодеяние врагам, ты благотворишь не им, а себе, не их любишь, а повинуешься Богу (Иоанн Златоуст).
Когда человек, которому нанесена обида, молится за обидевшего, он получает великое дерзновение (Иоанн Златоуст).
Почему ты сделался чадом Божиим? Потому, что ты прощен. На том же основании, на каком удостоен ты столь великой чести, ты и сам прощай ближнему (Иоанн Златоуст).
Кто благословляет своего врага, благословляет себя самого, и кто проклинает его, проклинает себя. Кто молится за врага, тот молится за себя (Иоанн Златоуст).
Кто-нибудь оскорбил тебя? Моли Бога, чтобы Он скорее смилостивился над ним: он брат твой, член твой. Но, скажешь, он чересчур оскорбляет меня. Тем больше будет тебе награда за это. Потому особенно надо оставлять гнев на обидчика, что его ранил диавол. Не укоряй же его еще и ты, и не повергай вместе с ним и самого себя, В самом деле, пока ты стоишь, ты можешь спасти и его; если же ты и себя повергаешь через ответное оскорбление, то кто после этого поднимет вас? Тот ли, раненый? Но он не в состоянии будет сделать этого. Или ты, упавший вместе с ним? Но как же ты, оказавшись не в силах помочь себе, протягиваешь руку другому? Того ранил диавол, не наноси раны еще и ты, а, напротив, извлеки и прежнюю стрелу. Если мы будем так обращаться друг с другом, то вскоре все будем здоровы, а если мы станем вооружаться друг против друга, то не нужно и диавола для нашей гибели (Иоанн Златоуст).
Когда кто-нибудь оскорбит тебя, подумай о том мучении, которое он испытывает, и ты не только не будешь иметь гнева против него, но и прольешь слезы (Иоанн Златоуст).
Кто желает одержать блистательную победу, тому нужно не только мужественно переносить оскорбления и обиды, но даже уступать обижающему больше, чем он хочет взять, и избытком собственной щедрости простираться за пределы его лукавого пожелания. А если это кажется тебе странным, то решение примем с небес, и там прочтем этот закон. Спаситель не сказал: “Кто ударит тебя в правую щеку твою”, переноси это мужественно и успокойся, но повелел: “Обрати к нему и другую” (Мф. 5:39) с готовностью принять удар. Вот блистательная победа! Первое мудро, а второе сверхъестественно и небесно (Исидор Пелусиот).
Царь всего примерного и земного сошел с небес и принес нам знание небесного жития, которое и предложил нам в противоположность олимпийской борьбе. Ибо там увенчивается тот, кто наносит удары и одолевает, а здесь – кто приемлет их и терпит. Там торжествует воздающий за удар ударом, а здесь восхваляется на ангельском зрелище подставляющий другую щеку, потому что победа – не в отмщении, а в мудрости (Исидор Пелусиот).
Мы должны прощать тем, кто нас обидел, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние за всякую иную добродетель (Марк Подвижник).
Мы должны иметь одно намерение, чтобы при различных обидах от людей радоваться, а не скорбеть; радоваться же не просто и не без рассуждения, но потому, что имеем случай простить согрешившему
против нас и получить (таким образом) прощение собственных грехов (Марк Подвижник).
Иисус Христос воспринял за нас то, чего не был должен, чтобы избавить нас от долгов. Он не должен был умереть, как мы не должны были жить; почему? потому, что были грешниками. Как для Него смерть, так для нас жизнь не были долгом; но чего не был Он должен, Он принял, и в чем не был нам должен, даровал. А чтобы вы не подумали, что ради отпущения грехов много для вас подражать Христу, внимайте словам апостола: “Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас… подражайте Богу” (Еф. 4:32; 5:1)
(Блаженный Августин).
Желая знать, сколько раз должно прощать брату, апостол Петр спросил, предрешая ответ: “До семи ли раз?” И сказав это, думал, что назначил самую большую меру. Как коротко терпение человеческое! Господь же, применяя Свое долготерпение к нашим немощам, определил: “Не говорю тебе: “до семи”, но до седмижды семидесяти” (Мф. 18:21-22). Это то же, что сказать: всегда прощай, и не думай не прощать. Всепрощение и будет отличительной чертой христианского духа, ибо всепрощение – источник и постоянная поддержка жизни в нас о Господе, от лица Божия. Всегдашнее прощение всем всего есть внешняя одежда христианской любви, которая, по апостолу “долготерпит, милосердствует… не раздражается… все покрывает” (1 Кор. 13:4-7). Оно же есть самое верное ручательство за прощение и на последнем Суде, ибо если мы отпустим, отпустит и нам Отец наш Небесный (Мф. 6:14). Таким образом, если хочешь в рай – прощай всем, искренне, от души, чтобы и тени неприязненности не осталось (Феофан Затворник).
На войне, где люди с людьми сражаются, побеждает та сторона, которая гонит противника, но не так на христианской брани, которая бывает против диавола. Тут побеждает диавола тот человек, который людям, обижающим его, уступает, прощает, не воздает злом за зло. Еще большая язва врагу бывает, когда человек не только не воздает злом за зло, но и любит своих врагов (Тихон Задонский).
Нет ничего безопаснее, как простить, и нет ничего опаснее, как не простить и мстить ближнему за согрешения. “Суд без милости не оказавшему милости” (Иак. 2:13) (Тихон Задонский).
Христианская любовь требует не мстить брату нашему, который был побежден естественной немощью, поощрен диавольским действием и согрешил против нас, но, умилосердившись, простить, чтобы он от мщения не пострадал и мы о том после не жалели, что причинили брату беду (Тихон Задонский).
Если бы все друг другу мстили, общество не могло бы сохраниться, все бы друг друга истребили во взаимной вражде. “Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом” (Гал 5:15), – говорит апостол (Тихон Задонский).
Если кто тебя обидит, не держи на него гнева, но прости ему тотчас и молись о нем Богу, чтобы и Бог ему простил (Тихон Задонский).
Надо простить ближнему, если сам хочешь получить прощение (Тихон Задонский).
Прости – и тебе простится, если ты не простишь, то и тебе не простится (Тихон Задонский)
Когда получаем прощение наших великих долгов от Бога, то ради этой милости Божией к нам должны и сами прощать малые долги нашим ближним, чтобы и с нами не случилось того же, что с этими лукавыми евангельскими рабами (Тихон Задонский).
Если бы тебе земной царь повелел не только простить ближнему твоему обиды, но и послужить ему – или умереть, что бы ты избрал? Умереть – или простить и послужить ближнему? Надеюсь, что скорее бы ты захотел простить и послужить ближнему, чем умереть. Небесный Царь повелевает не только прощать оскорбляющих, но и любить врагов, и творить добро ненавидящим. Иначе последует вечная смерть тем, которые не слушают повелений Небесного Царя: “Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мф. 7:21) (Тихон Задонский).
Когда будем людям, обидевшим нас, уступать, прощать, молчать, да еще молиться за них и добром за зло воздавать, тогда диаволу не будет места. Тогда мы не будем ему уступать, но будем стоять против него и противиться ему, ибо диавол не хочет, чтобы мы делали людям добро. В этом состоит христианская победа (Тихон Задонский).
Для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, чем прощать.
Простить – это значит больше, чем примириться. После прощения мы должны обращаться с прощенным так, как будто он никогда нам ничего плохого не делал.
Оскорбляющего вас брата простите, не ожидая от него извинения. Вот в этом и есть христианство.
Великая трагедия начинается там, где отсутствует прощение и сочувствие.
Бог прощает тех, кто сам не прощает себе.
Исповедание греха и прощение не следует смешивать с праведностью жизни.
Получить прощение – значит обрести мир с Богом, и именно этот дар принес людям Иисус Христос.
Нет границ прощению Божию, потому что нет предела силе искупления, нет предела значению и целебным свойствам Крови Иисуса Христа, очищающей нас от всякого греха; нет цены заступничеству за нас благословенного Ходатая нашего, великого нашего Первосвященника, могущего до конца сохранить приближающихся к Нему.
Во Христе мы получили не только прощение грехов, но и сердце, прощающее других.
Что бы мы когда-либо ни сделали, не “сможет заслужить нам прощения; лишь то, что Бог сделал для нас, дает человеку прощение.
Человек не вправе прощать обиды, которые не ему нанесены. Предположим, что кто-нибудь причинил тебе большое зло; ты можешь простить обидчика, и я надеюсь, что это сделаешь. Но никакое третье лицо, помимо твоей воли, этого сделать не может. Если обида нанесена тебе, то только от тебя можно получить прощение.
Мы согрешили против Бога, и простить нас может только Он, ибо грех совершен против Бога. Царь Давид говорит: “Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал” (Пс. 50:6). Следовательно, Бог, против Которого совершено преступление, может и снять его.
У Бога полнота прощения. Иисус Христос пришел в мир спасти грешников, помиловать виновных.
Господь не прощает грех тому, кто грех свои сознает и в то же время его любит и в нем остается. Кто же сознает свой грех и его оставляет, тот будет помилован.
Только когда человек говорит: “Я согрешил”, Бог может сказать: “Я прощаю”.
Прощение получает не тот, кто хочет говорить с Богом на равных, а тот, кто преклоняет свои колена в робком раскаянии и произносит, преодолевая свой стыд: “Боже, будь милосерд ко мне, грешнику”.
Наши грехи были возложены на Иисуса Христа, Он принес за нас жертву на кресте, в силу этого нет никакого основания предполагать, что человек будет вторично наказан за грехи, в которых он раскаялся.
Спаситель, распятый за грешников, – это Божия гарантия того, что Он прощает грешника, приходящего к Нему.
Душа, торжествуй: где нет осужденья! Грехам чрез Христа Бог дарует прощенье
Жизнь пролетает моментально,
А мы живём, как будто пишем черновик,
Не понимая в суете скандальной,
Что наша жизнь – всего лишь только миг.
Мы ссоримся, друг друга обижаем,
Размениваемся по мелочам,
И улетаем друг от друга, уезжаем,
И некогда остановиться нам.
Не будет время исправлять ошибки,
Жизнь быстротечна, словно горная река,
И как порою не хватает нам улыбки,
В надежде тянется к руке рука,
А мы галопом пролетаем мимо,
Опомнись, милый друг, остановись!
Не ценим этот миг неповторимый
С названием красивым, ёмким – жизнь

15 декабря, 2012 | Раздел Православная страница